НеСТАНДАРТная поездка

Легко ли добраться в райцентр?Каждое утро девятиклассница Катя Пескарская из деревни Оплиса Браславского района к половине седьмого идет на автобусную остановку. Нужно успеть на занятия в Браславскую государственную гимназию.

— Примерно за час доезжаю до Браслава, и в 17.30 — назад. Занятия начинаются в 8.20, и пока ни разу не опоздала — автобус не подводил. Конечно, вставать рано. Бывает, даже проспишь немножко, но водитель уже знает, кто на какой остановке садится, и подождет несколько минут. Да, можно ходить и в сельскую школу, но есть возможность выбора, поэтому езжу в гимназию. Я человек творческий, собираюсь поступать учиться на дизайнера.
В гости и на работу
Как и Катя, из окрестных населенных пунктов в райцентр на учебу съезжаются многие школьники. В прошлом году Браславский район занял первое место в области среди сельских районов по олимпиадному движению. Очевидно, что какую-то роль в этом сыграло и хорошее транспортное обеспечение и выполнение соцстандартов в этой сфере. Буквально несколько недель назад молодежь Браславщины получила новый подарок от транспортников — дважды в неделю из райцентра через Друю, Видзы, Полоцк, Новополоцк будет ходить автобус "Браслав—Городок". Многим студентам Городокского сельскохозяйственного колледжа — уроженцам Браслава — приходилось до этого выезжать глубокой ночью на автобусе в Витебск, и только оттуда, сделав круг, добираться до места учебы. Или, наоборот, приезжать на выходные к родителям с пересадкой в областном центре. Сейчас все значительно упростится.
Жители крупных городов зачастую опаздывают на работу, застревая в заторах или не сумев взять штурмом переполненный автобус. У людей в провинции проблема другая — вовремя добраться на работу в райцентр из окружающих деревень и населенных пунктов. А еще — на рынок, проведать родных, погостить у детей. Браславский регион в этом отношении специфичен — именно в этом районе Витебской области больше всего населенных пунктов — 621 сельский и два городских. В более чем 450 из них — меньше десяти дворов, это типичные западнобелорусские хутора. Охватить всех автобусным сообщением и обеспечить выполнение социальных стандартов сложно, но в районе с этим справляются.
Как должно быть
Что же положено сельским жителям? Как часто автобус должен заезжать в агрогородки и небольшие деревни? На эти вопросы корреспонденту "НГ" ответил директор ОАО "Автотранспортное предприятие № 18 г.Браслав" Николай КУРЕЦ:
— Социальных стандартов, касающихся транспортной сферы, шесть. Согласно социальному стандарту № 29 в каждом районе должно быть 1—2 автостанции или автокассы. Автостанция у нас есть. К слову, Браславская автостанция — самая рентабельная в Витебской области. По социальному стандарту № 30 в центральные усадьбы сельских Советов, СПК и сельхозпредприятий рейсы должны совершаться не менее четырех дней в неделю (по 2 оборота в день). В Браславском районе 21 центральная усадьба, больше всего людей ездят из Друи, Видз, Опсы, Богино, и этот социальный стандарт полностью выполняется. Социальный стандарт № 31 предусматривает, что не менее чем два дня в неделю на автобусе можно уехать—приехать из населенных пунктов с количеством дворов свыше десяти. В районе более ста сорока таких населенных пунктов, везде социальный стандарт выполняется. В каждом случае мы советовались с местными сельсоветами, когда рейс нужнее. К примеру, по средам и воскресеньям людям удобно добираться до места учебы или на рынок. По социальному стандарту № 32 населенные пункты, в которых менее 10 дворов, должны попадать в зону охвата автобусным сообщением на расстоянии не более трех километров. Таких небольших деревень и хуторов более 450. В сорок из них автобус заходит, а остальные находятся в трехкилометровой зоне. В некоторые населенные пункты мы выезжали, и сами местные жители не настаивали на том, чтобы к ним был заезд автобуса — это пожилые люди, им достаточно регулярно приезжающей автолавки. И не все дороги к этим деревням пригодны для движения автобуса. Выполняются также стандарты по наличию как минимум одного автобуса на две тысячи городского населения (их в Браславе в два раза больше) и ежедневному рейсу туда—обратно между районом и областным центром (в среднем в прошлом году их было четыре).
Вези меня, автобус молодой
Насколько изношена техника, на которой выполняют рейсы по району, не срывается ли график из-за поломок старых автобусов?
В среднем на дороги Браславщины ежедневно выходит 27—30 автобусов местного автопарка: пригород обслуживают 16—17 машин, город — четыре, междугородние перевозки — 5—6. Всего у автопарка 39 автобусов. В прошлом году было приобретено три новых автобуса, в 2006 году — четыре. Старые "ЛАЗы" с большим расходом топлива постепенно уходят с маршрутов. "В год должно меняться не менее 10 процентов техники", — отмечает директор предприятия. В этом году в районе планируется закупить "МАЗ-152" и три автобуса марки "МАЗ-256". Первый будет использоваться на междугородних маршрутах, остальные — на пригородных. Сейчас 17,5 процента автобусов автотранспортного предприятия моложе двух лет, 36,6 процента эксплуатируются от двух до пяти лет, 26,8 процента — от 5 до 10 лет. Ветеранов, которым больше 20 лет, осталось всего 7,3 процента.
Николай Курец с сожалением отмечает, что рентабельны для предприятия только междугородние перевозки, пригородные и городские маршруты убыточны. Выручают грузовые перевозки. А летом часто транспорт заказывают туристы. За весь прошлый год объем пассажироперевозок  Браславским АТП № 18 составил 2 миллиона 68 тысяч пассажиров при населении района 32 тысячи жителей. При этом 65,9 процента пассажиров перевезли именно на пригородных маршрутах.
Новая автостанция
Браслав — курортный город, летом сюда приезжает много литовцев и латышей, да и белорусы не обходят вниманием озерный регион. Между тем здание автостанции небольшое, нет там ни буфета, ни киоска с газетами... Поэтому несколько лет назад браславчане стали ходатайствовать о реконструкции здания, в ноябре 2007 года началось проектирование. Николай Курец показал корреспонденту "НГ" только что привезенный из Витебска предварительный проект новой, современной автостанции. Когда она займет место старой, будет зависеть от финансирования. Однако уже сейчас очевидно, что станция разместится на набережной одного из крупнейших озер Беларуси — Дривяты.
С учетом удобства и... прибыли
Я поспрашивала пассажиров, ожидающих свои автобусы на автостанции, довольны ли они транспортным обслуживанием. Большинство отзывов — положительные. Нравится людям, что можно заказать билет по телефону, даже в день отправления. Водители внимательные, всегда остановятся, если попросить, у знака "Остановка по требованию". Время рейсов удобное, после работы, как признались бухгалтер УЗ "Браславская ЦРБ" Анна Петкун из Слободки и медсестра того же учреждения Алла Олексий из Шауров, успевают зайти в магазин в райцентре и купить все необходимое. В Друе местные жители попросили пустить автобус через мост, однако ГАИ посчитало его слишком узким, что небезопасно для пассажиров. Тем не менее транспортники пошли навстречу просьбам людей и пустили автобус "по кольцу" — он все же подъезжает к мосту с другой стороны... Услышав, что на автостанции — журналист "Народной газеты", ко мне подошла молодая женщина из деревни Козьяны. Пожаловалась, что после поездки в участковую больницу в Видзах неудобно добираться назад: "Утром приезжаем из Козьян и сидим там до пяти вечера, если нет попутного транспорта. Особенно плохо зимой — 15 километров пешком не пройдешь. Автостанции в Видзах нет, в больнице сидеть не будешь, в магазине тоже день не проведешь. Хоть бы раз в неделю можно было назад уехать в обед..." Николай Курец прокомментировал просьбу так: "В 2004 году мы открыли соответствующий маршрут по вторникам и четвергам, автобус простаивал в Видзах три часа. Однако выручка составляла всего 16—20 тысяч рублей в месяц. Убыточный маршрут пришлось закрыть". Что ж, к сожалению, всех ситуаций минимальные социальные стандарты пока учесть не могут.

В тему

В силу специфики географического положения Витебской области и большого числа сельских населенных пунктов (около 6 тысяч) важность транспортных коммуникаций в жизнеобеспечении населения очень велика. Сеть обслуживания дорог за последние 10 лет увеличилась в два раза, по их общей протяженности Витебщина занимает второе место в стране.
Местные дороги, из которых 3 тысячи километров — грунтовые, требуют особого внимания и заботы. Об этом говорил в своем выступлении на итоговой коллегии департамента "Белавтодор" председатель Витебского облисполкома Владимир Андрейченко.
Удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием в сельских населенных пунктах с количеством дворов 50 и более составляет 82 процента (при нормативе не менее 60 процентов).
В области восстановлено и открыто 12 ранее обслуживаемых автобусным сообщением маршрутов. На 20 маршрутах для удобства пассажиров изменены схемы движения, увеличены дни работы и количество выполняемых рейсов. Приобретено 109 новых автобусов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter