В Издательском доме «Звязда» вышла книга, посвященная Алексею Талаю

Несломленный


Своим примером он давно доказал: чтобы добиться успеха, нужно быть сильным не только телом, но и духом и, прежде всего, победить самого себя. Участник паралимпийской сборной Беларуси по плаванию, многократный рекордсмен Европы и мира, а еще — предприниматель, мотивационный оратор и меценат, благотворительный фонд имени которого недавно был удостоен премии Президента «За духовное возрождение». История Алексея Талая — это хроника победы над труднейшими обстоятельствами, история настоящей силы, мужества и характера, способного преодолевать любые сложности и испытания. Как 16-летний парень Леша Талай научился жить в новых для себя условиях и как работал над силой воли и духа — в рассказах самого героя и его близких: матери Людмилы, жены Анастасии, врачей, тренеров, коллег и друзей.

В предисловии к книге, которая получила название «Нязломны», Алексей честно признается: в издании не хватает слов только одного человека — его отца. Эта книга — в том числе о нем и для него:

— Отец никогда не давал интервью, не рассказывал, как лично он пережил страшное для нашей семьи время. Не делился, как тяжело ему было видеть своего сына, порванного на части, и как потом он гордился его достижениями. Он всегда был нашей каменной стеной, нашей главной поддержкой. До своего последнего дня… К сожалению, последний день наступил слишком рано.

Теплые строки Алексею Талаю посвятили известные белорусские авторы — Геннадий Авласенко, Николай Метлицкий, Михаил Поздняков, Виктор Шнип. Их поэтические признания предваряют рассказ самого Алексея Талая и его близких. О герое нашего времени в своем эссе «Акрылены Любоўю i Каханнем» высказался и писатель Владимир Липский, тонко подметивший: «Война не забрала жизни деда и бабушки. Она, жестокая, догнала их внука через полвека. Такая вот ирония судьбы, кровавая война».

В первую очередь, отмечает автор «Нязломнага» Валерия Сцецко, эта книга о людях. О тех, например, кто за свое, родное, будет стоять горой, как мама героя Людмила Константиновна.

— На всю жизнь я запомнила один момент, — делится воспоминаниями Людмила Талай. — Леша лежал в реанимации, нас впустили к нему на несколько минут. И вот стоим возле него. А он спрашивает: «Что я теперь — большим человеком не буду?» В этом весь Леша: лежать в реанимации, умирать — и переживать, что большим человеком не станет.

С мамой Людмилой Константиновной.

«Как я мог сдаться, когда мой дед выжил?» — словно бы продолжает мысль мамы Алексей Талай. И вспоминает детство: счастливое, беспечное, наполненное радостью и открытиями, дедушку Алексея Трофимовича, ветерана Великой Отечественной войны, родителей, родную Оршу. И день трагедии, конечно. Но переживал, признается, не столько за себя. Видел, сколько боли и трагизма эта ситуация принесла его близким. Алексей Талай добавляет:

— Когда со мной случилась беда, брату было всего 13. Он видел, как плачет мама, потом по несколько месяцев вообще ее не было — она ездила со мной на реабилитацию в Германию. Поэтому брат очень быстро повзрослел.

В главе «Бремя героев» об Алексее рассказывает Николай Абрамов — выдающийся хирург, полковник военной медицины, ставший первым врачом, который поверил, что 16-летний парень обязательно будет жить. В прошлом году Николай Алексеевич, к слову, отметил профессиональный юбилей — 50 лет хирургической деятельности. Он говорит:

— В лечении таких сложных пациентов очень важно, чтобы раненый верил, что все будет хорошо. Поэтому все старались, чтобы Леша не впадал в уныние, верил, что со всем справится. Двое моих сыновей были такого же возраста, как он. И я к нему относился, естественно, как к своему сыну.

Для тренера Геннадия Вишнякова Алексей Талай стал первым учеником, у которого не было конечностей. А потому учился, рассказывает, всему самостоятельно: читал специальную литературу, смотрел видео, оптимизировал информацию, чтобы разработать методику работы с Алексеем.


— Людей с ограниченными возможностями не нужно жалеть, — уверен заслуженный тренер Беларуси. — Это приводит к деградации, человек становится слабым. Есть другое хорошее умение — сочувствовать. Можно посочувствовать Алексею, но нельзя акцентировать внимание на его ограничениях.
Всегда ставлю Лешу в пример как человека, который сделал себя сам. Слабый человек никогда не добьется того, что имеет он.
Сегодня среди всех дел и забот самая ответственная миссия Алексея Талая — быть отцом четверых детей. А еще — помогать нуждающимся, вдохновлять, мотивировать. Алексей Талай уверен:

— Добрых дел много не бывает. И потому чем больше людей действуют, чтобы изменить мир, тем выше эффективность добра. Именно так и появился Благотворительный фонд имени Алексея Талая.

Книга «Нязломны» стала восьмой в серии «Адрасы Беларусi ў свеце». История Алексея Талая — уже на прилавках книжных магазинов страны.

Еще больше историй о философии добра, особенном спорте для особенных людей и правилах жизни Алексея Талая — в книге журналистки Валерии Сцецко «Нязломны».
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter