Несекретные материалы

Три новых цементных линии обошлись почти в $ 1,7 млрд.

Три новых цементных линии в Костюковичах, Красносельске и Кричеве обошлись почти в 1,7 млрд. долларов

Последний месяц Белорусский цементный завод, как ракета на старте, живет в режиме обратного отсчета. На входе в административный корпус нас встречает алый плакат «До ввода второй линии осталось 12 дней». Точно такой же висит в приемной у генерального директора Владимира Киселева. И это не дань традиции. Каждые сутки здесь расписаны буквально по часам: на 14 гектарах территории завершается возведение второй очереди БЦЗ. Полторы тысячи рабочих, 119 объектов по генплану и обычный в таких случаях дефицит времени — ко 2 июля новая линия должна работать, как часы. Последние штрихи к «портрету» цементного колосса делались на глазах корреспондента «Р».

Еще немного, еще чуть-чуть

По сути, вторая линия — это новый завод, который вплотную примыкает к первому. Десятки огромных производственных помещений и большие пространства, от которых захватывает дух! Строить эту громадину начинали три года назад после подписания межправительственных соглашений с Китаем: оборудование, кредит и проект — из Поднебесной, сборка — пятьдесят на пятьдесят. Уже позади первоначальные трудности технического перевода и адаптация строительных норм двух стран. Сейчас до символической красной ленточки — всего ничего. Полным ходом идет отладка рабочих режимов, завершается обмуровка печи, строители убирают с площадки последний мусор и накатывают асфальт. Еще немного, еще чуть-чуть…

Показать новый завод во всей красе мы попросили Ивана Дреня, бывшего заместителя директора БЦЗ по производству. Именно он участвовал в возведении и пуске легендарной первой линии предприятия. А было это в далеком уже сегодня 1996-м.

— Ее строили всем Союзом: представьте только, в Костюковичи съехались четыре тысячи человек из разных республик! У этой линии была непростая судьба — начавшись в 1987-м, стройка фактически остановилась с 1991 по 1994 годы. Только-только развалился СССР, неразбериха и хаос: казалось, это неподъемный долгострой... Но средства на завершение все-таки нашли — в 1996-м единственный в стране завод сухого способа производительностью 1,2 млн. тонн открывал Президент Беларуси Александр Лукашенко, — вспоминает Иван Иванович. — Вторая линия — это уже совсем другой объект и в плане энергосбережения, и автоматизации и, самое главное, производительности. Ее построили всего за три года силами 2000 специалистов из обеих стран. Быстро, что и говорить! Во многом это объясняется тем, что контрольная сборка каждого блока выполнялась в Китае. В Беларуси его только монтировали. Для сравнения, на прежней линии мы занимались комплектованием на месте, что многократно удлиняло и усложняло весь процесс.

Сорок на шестьдесят

…С высоты 90-метрового теплообменника вся стройплощадка, как подвижный муравейник. И наших строителей от китайских можно отличить разве что по цвету спецовок: у «Гомельпромстроя» и субподрядчиков они оранжевые, синие и красные. У специалистов «Citic Construction» — желтые, зеленые и светло-коричневые. Сейчас работы ведутся круглосуточно. 750 белорусов и 680 китайцев делают все возможное, чтобы к намеченной дате объект подошел без сучка и задоринки.

— В год новая линия сможет производить 1,8 млн. тонн продукции. С учетом действующей это даст в общей сложности 3 млн. тонн высококачественного цемента марки 500 D-0. Сорок процентов уйдет на экспорт, остальные будут реализованы на внутреннем рынке страны, — делится планами Владимир Киселев, генеральный директор ОАО «Белорусский цементный завод». — Новый завод обошелся в 422 млн. долларов и представляет собой сегодня более 100 объектов, компактно размещенных на территории 14 га. На 80 процентов смонтированное оборудование китайского производства, на 20 — европейского. В частности, французского, немецкого и российского. После 2-го июля большинство китайских специалистов вернутся на родину, около сотни из них останутся на два года гарантийного обслуживания. Если же говорить о новых специалистах по обслуживанию второй очереди завода, то мы планируем набрать не менее 150 человек.

Построить саму линию — это еще полдела. Логистически оправданная добыча и доставка сырья, экономия энергоносителей и экологические стандарты были и остаются гарантами долгосрочной стабильной работы. И здесь БЦЗ тоже есть, что сказать. Еще в 2011 году в пяти километрах от предприятия сдан новый карьер «Коммунары Западные», запасов которого хватит минимум на 100 лет. Природный газ на старой и новой линиях предусмотрительно заменен технологией по сжиганию каменного угля: для этого отдельно построены подъездные железнодорожные пути, склад и углеподготовительное отделение. По самым скромным подсчетам, экономия средств благодаря внедрению новинки достигнет 30 процентов. Кроме того, цех помола клинкера, начавший работать со 2 июня этого года, инженеры завода оснастили современными очистными фильтрами. Вопросов нет.

«Есть желание продолжать в том же духе…»

Пожалуй, кроме одного: впервой ли китайцам строить такие линии в Восточной Европе? Оказалось, нет. Сегодня аналогичные цементные заводы сухого способа уже работают в российских Туле и Пензе, а также Венгрии, Азербайджане, Венесуэле, Египте, Бразилии, Кубе, Анголе и странах Южной Африки.

— При комплектования белорусских цементных заводов мы очень внимательно подходили к выбору оборудования. Да, на 80 процентов они представлены китайскими технологиями, но, поверьте, класс их надежности высок. На ключевые позиции (вроде линии упаковки, дробилки или парогенератора) мы брали только проверенных европейских производителей. В их качестве можно не сомневаться, — уверен Ян Цзян Цзян, исполнительный менеджер компании «Citic Construction» по строительству трех белорусских линий. — Прошедшие три года были очень плодотворными для взаимной координации и обогащения опытом. Не скрою, трудности поначалу возникали… Но за это время мы ближе познакомились со строительными нормами Беларуси и подружились с белорусскими стройорганизациями. Теперь работать намного проще. И самое главное, есть желание не останавливаться и продолжать в том же духе.

А мы переходим в одноэтажное здание, которое никак не вписывается по высоте в общий формат. Нет, ЦПУ — это не центр управления полетами. Это центральный пульт управления, в котором сосредоточены все «нервные окончания» огромной линии. Десяток ЖК-мониторов на стене, компьютеры и пять инженеров при исполнении.

— На этих экранах 24 часа можно видеть все, что происходит при помоле сырья, обжиге, измельчении цемента, а также на отгрузке и упаковке. Мало того, что видеть, но и управлять этими процессами при помощи программного обеспечения, — показывает Александр Симоненко, ответственный за приемку ЦПУ. — Сейчас завершается настройка этой умной системы. С начала июля она начнет набирать обороты и выходить на полную загрузку, как и весь завод.

----------------------------------------

Цифра

Всего на строительство трех цементных линий в Костюковичах, Красносельске и Кричеве потрачено около 1,7 млрд. долларов, уточнили в РУП «Белстройцентр».

----------------------------------------

Прямая речь

Сергей ЛАСТОЧКИН, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси:

— Возведение новых цементных линий можно без преувеличения назвать самым крупным инвестпроектом за последние 20 лет. На трех объектах в общей сложности работали порядка 4500 специалистов. И это только с белорусской стороны.

С 1 мая сдана вторая очередь в Красносельске, ко 2 июля начнут работу по сухому способу костюковичская и кричевская линии. В сумме они смогут производить за год порядка 10 млн. тонн цемента (для сравнения, сегодня данный показатель достигает 5-ти млн. тонн). Этот объем позволит не только полностью насытить внутренний рынок Беларуси, но и поставлять на экспорт 35-40 процентов готовой продукции. В первую очередь, речь идет о России, Польше и странах Прибалтики. Качество белорусского цемента давно признано за рубежом. Одна тонна с доставкой на внешних рынках сегодня стоит от 80 до 100 долларов.

Нельзя не отметить самоотверженную работу и профессионализм белорусских строителей. Несмотря на 9-месячное отставание, образовавшееся в процессе разработки и адаптации техдокументации, разрыв удалось устранить благодаря высокому уровню технической оснащенности строительных бригад. Сегодня они ничем не уступают своим коллегам из СНГ и Европы. Технологию скользящей опалубки, которая применялась при возведении высотных монолитных конструкций, можно назвать высшим пилотажем: в мире ею владеют всего 5 или 6 фирм.

Со 2 июля новые заводы в Костюковичах и Кричеве начнут отладку технических режимов и смогут выйти на проектную мощность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter