Нервы на компостере

Корреспондент «Р» целый день ловила «зайцев» в общественном транспорте

Отказавшись  купить  талон, мужчина  начал  угрожать, а  потом  предложил  взятку... 

В троллейбусе засуетились люди. Через большие окна видно, как часть пассажиров бросилась к компостерам. Безбилетники не дремлют: заметив на остановке ревизоров, нужно за считанные секунды успеть пробить припасенный талон. Мы с работниками контрольной службы агентства КУП «Минсктранс» входим в салон троллейбуса. 

И тут началось... Никогда не думала, что так любопытно наблюдать за пассажирами, у которых проверяют оплату проезда. Кто-то улыбается, протягивая проездной. Те, кто успел добежать до компостера, получив хорошую порцию адреналина, победоносно показывают свеженькие дырочки на талоне.  «Зайцы» поскромнее заранее придают лицу выражение жертвы и, едва не плача, рассказывают душещипательные истории. «Буйные» начинают громко возмущаться. Некоторые тихо крадутся к выходу, стараясь остаться незамеченными. 

— Ваш талончик? — бодро спрашиваю у молодого человека, вальяжно рассевшегося на два сиденья. 

— У меня нет, — отвечает он. 

«Заяц» попался!» — мысленно ликую я. 

— Придется заплатить штраф за безбилетный проезд — 15 тысяч рублей. Талон обошелся бы дешевле. 

— Платить не буду. Нет денег. Я бедный студент. Учусь на последнем курсе университета. 

— Давайте выйдем из троллейбуса для составления протокола. 

В следующий момент мои глаза округляются от удивления: молодой человек достает из кармана пиджака кипу денежных купюр и щедро отсчитывает 15 тысяч рублей. 

Канули в Лету времена, когда контролер, зайдя в салон, проезжал несколько остановок под видом обычного пассажира, а затем извлекал из кармана свой жетон и начинал проверку. Узнать ревизора сегодня несложно: синий жилет с логотипом «Минсктранс», надписью «Контрольная служба» и «Ревизор», а также бэдж с фотографией, печатью и личным номером. Кроме того, при входе проверяющих в транспорт водитель должен проинформировать об этом пассажиров по громкой связи. Единственное, что не изменилось (в этом я сама лично убедилась на практике), — реакция людей на представителей этой профессии. 

Не всегда проверки проходят без эксцессов. Как рассказали мне женщины, с которыми я выехала «поработать ревизором», часто возмущаются даже те, у кого проезд оплачен. 

— Просто есть люди, жаждущие потрепать другим нервы, — говорит ревизор Тамара Берегейко. 

Что меня по-настоящему удивило — ревизоры к безбилетникам относятся довольно лояльно, чему и я быстро научилась. Тем, у кого нет денег на оплату штрафа, предлагаю исправить проступок покупкой талона. Отказался человек заплатить штраф на месте — составляем протокол об административном правонарушении, по нему штраф заплатить все равно придется, но уже в течение 15 суток. Мне повезло — «дежурство» обошлось без эксцессов. Но случается, рассказывают мои «учителя», что контролер оказывается совершенно бессилен против рассвирепевших «зайцев», не желающих ни платить, ни высаживаться. Тогда приходится обращаться за помощью к сотрудникам милиции. 

— Однажды пришлось посадить на несколько суток гостя из Литвы, — рассказывает Тамара Михайловна. — Отказавшись купить талон, мужчина начал угрожать, нецензурно выражаться на ломаном русском. А после того, как вызвали милицию, пытался дать взятку коньяком и конфетами. 

— Часто подделывают проездные? — интересуюсь у ревизора с десятилетним стажем работы Инессы Мурашко. 

— Проездной подделать практически невозможно. На каждом — 14 защитных элементов. На талонах есть водяные знаки определенного рисунка. Некоторые до сих пор пытаются «отреставрировать» пробитые талончики, замачивая их в молоке, воде, проглаживая утюгом. Но ревизора обмануть невозможно. Поработаешь месяц — и так глаз «набивается», что уже издалека видишь подделку. Если возникают какие-то сомнения, то проездные проверяем специальными индикаторами. 

Открытием для меня стало и то, что есть категория граждан, которые платят за проезд исправно и обижаются, если контролер обходит их своим вниманием. Парадоксально, но факт: за все время нашего дежурства на линии мы не задержали ни одного пенсионера без билета. Чаще «зайцами» оказываются молодые, здоровые, вполне трудоспособные люди. Одни говорят, что забыли проездной в другой сумке, куртке, пальто. Кто-то жалуется на безработицу, но такие должны предъявить справку. Некоторые просто просят прощения и обещают больше так не делать. Но, как рассказали мне опытные ревизоры, иногда увидишь такое, до чего нормальный человек просто не додумается. Особо алчные, которым жалко денег даже на талон, притворяются эпилептиками, глухонемыми, начинают трястись, пускать слюну и невнятно мычать. А когда их высаживают из транспорта и отпускают на свободу, то тут все симптомы как рукой снимает. Одна такая изобретательная женщина бальзаковского возраста попалась и мне. Не оплатив проезд, дама пыталась убедить всех в том, что она инвалид. 

— Вот посмотрите, как я хромаю, — тяжело передвигается она по салону троллейбуса, надеясь на поддержку других пассажиров. 

— Покажите ваше удостоверение, — прошу женщину. 

В ответ — шквал оскорблений и сетований на «теперешнее поколение». Благо за меня вступились коллеги постарше, попросив женщину покинуть салон. И тут, совершенно не хромая, уверенной походкой женщина направилась к выходу. 

— Было бы очень хорошо, если бы наши «зайцы» отрабатывали свой  бесплатный проезд на общественных работах, — сетует Инесса Ивановна. — Убирали вокзалы, автобусы, троллейбусы. Тогда, может, и остальным неповадно будет. 

Страдают ревизоры не только от безбилетных пассажиров. Часто они становятся жертвами карманников, также «работающих» в общественном транспорте. 

— Особенно тяжело в часы пик, когда транспорт заполнен пассажирами, — говорит Елена Миклашевская. — Из таких троллейбусов, случалось, выходили без кошельков. 

В обязанности службы контроля входит сегодня и проверка соблюдения водителями правил перевозки: выдерживается ли график движения, чисто ли в салоне, подъезжает ли автобус вплотную к бордюру, насколько четко объявляются остановки. Заметила я и то, что, несмотря на загруженность, не забывают ревизоры помогать пожилым пассажирам, людям с ограниченными возможностями войти в троллейбус и выйти из него, сесть в салоне. Кстати, по этому поводу в КУП «Минсктранс» поступают благодарности от минчан. 

Кстати. За месяц штрафные квитанции выписываются примерно на три тысячи «зайцев». На полторы тысячи злостных нарушителей оформляют протоколы. Штраф за безбилетный проезд сегодня составляет 0,5 базовой величины, или 15 000 рублей. 

На снимке: «Ваш билет?» — «Пожалуйста!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter