Гуру не гуру, а червонец в день имею
30.07.2022 08:44:00
И вот она ходит по разным минским заведениям и пытается заработать копеечку своими лекциями. Ни в чем Оксана, бывшая жена дипломата, так и не стала специалистом, поэтому темы ее «лекций», как она называет эти пустые разговоры, звучат примерно так: «С какой стороны от женщины должен идти джентльмен, если в левой руке та несет чемодан с книгами?»
А я, случается, посещаю заведения вслед за ней. И узнаю, что же думают себе наши предприниматели. Как они мыслят. Что для них допустимо, а что — невообразимо. Где проходят грани и есть ли они.
Скажу сразу, бизнесмены наши — средний белорусский креативный класс, надежа наша и опора, как верили ныне беглые, — многие из них очень похожи на украинских солдат, уже сдавшихся в плен. Там ведь каждый второй — повар, а каждый первый — водитель, так? Никто никого не убивал, даже и не стрелял вообще, чому ти смієшся мені в рило?
Точно так же, у кого из наших ни спроси, никто не знал, что Зарецкая сразу, нетерпеливо, с готовностью вошла в координационный совет. Иными словами, поддержала мятеж как в воду с засухи нырнула.
— Да ну? — Точно. — Да не может быть?! — Уверяю вас. — Это где -то написано? — Загуглите. — Да… так и есть… она нас обманула! — Она? — Да, она нас подвела!!! Сама поддержала, а сама не сказала! Представляете?
Конечно, представляю. До моего с ними разговора об этом простом факте, конечно же, узнать было никак нельзя. В это надо просто поверить, мы же здесь люди купеческого слова, не правда ли?
В одной галерее, где Оксана («не сказав») начала было собирать свою публику, было забавно наблюдать за вспыхнувшим и тут же погасшим семейным конфликтом.
— Ну и что?! — буквально заголосила вдруг невестка (судя по всему) хозяина. — Она у нас про искусство рассказывает, только об этом, что тут такого?!
— Помолчи! — жестко и даже грубо одернул ее старший. И в ответ на вопросительный взгляд (судя по всему) сына пояснил: — Ты что, хочешь получить в газете статью об этом? Такая реклама нам не нужна!
Сын мгновенно согласился и дальше затыкал-прогонял жену уже сам. Действительно, в такой бизнес-логике можно ведь и ПалПадлыча пригласить с лекциями по прикладной дипломатии, правда? И какой-нить Пилипчук дать собрать людей, чтобы поделилась своими кулинарными рецептами, верно?
И на что тогда станет похожа та галерея?
* * *
Однако считать окружающих за дураков, а когда поймают за руку, делать вид, что не знал, не мое, не слышалэм, не мы, не вэм… — эту черту «креативного среднего класса» вы запомните.
Вот белорусский Альфа Банк спонсирует «Совместный проект школы бизнеса для подростков 13 — 17 лет со всей Беларуси detiMBA и Альфа Банка». Снова для детей, снова образовательный, опять креатив, полезно для будущего страны и прочие муси-пуси.
Обращаюсь в банк. Перезванивает Наталья Суворова, главная по коммуникациям и маркетингу, так сказала. И я ей говорю, мол, учить детей — дело богоугодное. Но вы смотрите, кто именно там учит, оцениваете, кому вы деньги даете, знаете, кому помогаете?
— А кому? — типа наивно спрашивает она.
— Да посмотрите хоть на руководителя: Павел Якименко, нетвайне, «Фейсбук» за осень 2020‑го затерт, против государственной школьной политики… Достаточно?
— Ну да, мы посмотрим, что-то можно будет, наверное, сделать.
Ничего делать в Альфа Бэ не стали. И полсотне ребят, «приехавшей из Орши, Витебска и Гродно», команда «протестунов» и «змагаров» (команда проекта) летом 2022 года основательно загадила мозги. На деньги Альфа Бэ.
Это тоже пустим по разряду «Мои деньги, кому хочу, тому даю?» Научим белорусских детей брать пример с Миши Фридмана и Пети Авена? И продолжим успешно работать (извлекать прибыль) на нашем рынке?
На 6 — 7 августа запланирован «EdTech Hackathon в коворкинге бизнес-центра «Кампус», проводимый с генеральным партнером БЕЛКАРТ». Проводимый кем? ИП Яўген Пугач, он же основатель EdCamp Belarus. Открываем его «Фейсбук», а там, как говорится, геенна и адский пламень. Там есть все: и бчб, и нетвайне, и ятут, и скорбь по невинно убиенному…
Наверное, потому что этот самый Пугач был директором в уже закрытом Imaguru? Который Imaguru — «Зловонный хаб» (23.04.21) был колыбелью всех «урбанистов, блёгеров, дизайнеров, коучей, галеристов, барист и арбористов, барбершоперов, ивент-менеджеров, тарологов, космоэнергетов и прочих хипстеров — бесполезных прожигателей жизни» (спасибо коллегам за перечень).
И читатели вновь ставят передо мной — а одновременно перед всем обществом и некоторыми государственными структурами — вопросы: «А БЕЛКАРТ не в курсе, кого спонсирует?» Совсем-совсем? Тогда еще один: «А какого, собсно, ляда сей деятель вообще хакатоны проводит, тем более связанные с образованием?!»
Быть может, дело в том, что пресс-секретарем в ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» служит Марина Роман — ятут, бчб, «свободу изменнице родины Борисевич»? А одним из начальников управления — Виктор Борисов: бчб, скорбь, нетвайне и вычищенные, как у котиков, странички «Фейсбука»?
Тогда понятно: катышки сметья находят друг друга и сбиваются в ком грязи. А руководству, видимо, недосуг прибраться в конторе.
Может, поэтому «креативный средний класс» и наглеет потихонечку? Снова?
* * *
Другой подход я услышал в кофейне GURU Coffee, что на Комсомольской. По мнению стоявшего за стойкой Игоря, раз Зарецкая сама собирает группу тех, кто готов ей «за лекцию» платить, то они в кофейне вообще не при делах. «Лишь бы кофе заказывали, вот и весь наш интерес!» — пытался отмазаться он.
Я спросил его, действует ли этот принцип на друзей того гитариста (джазмена, барабанщика, трубача, не важно), который раньше, возможно, вовсю наяривал на гуляньях и маршах? А теперь, за отсутствием оных, перешел с оставшимися еще на свободе гулящими в кофейню. Поинтересовался, каждый ли террорист может собрать свою группу по минно-взрывному делу и прийти к ним «на кофе, а заодно и на лекцию»?
Ничего бариста не ответил, как пелось в детской песенке-страшилке. Они, бизнесмены наши, некоторые представители средне-креативного класса, почему-то думают, что все остальные намного дурнее их. Мол, если посетители между собой рассчитываются, а у меня только кофе пьют, то ни я, ни мое заведение не при делах. И все остальные должны им поверить на честное купеческое.
Как если бы хозяин отеля занижал положенные налоги, аргументируя, мол, они же у меня только переночевали, и все! Даже чаю не попили!
«А на гитариста, чтоб его пригласить, — злобно пожаловался Игорь, — теперь нужно лицензию получать! Нет чтобы помочь, только и норовят обобрать!» Ну правильно. Это же публичное мероприятие, раз. Репертуар сомнителен, два. Да и профессиональное мастерство надо бы проверить.
Как, собственно, и все заведения «GURU Coffee. Городские кофейни». Ведь, как выясняется, логика бизнесменов проста: все, что происходит у меня внутри, вас (общества) не касается. Вы мне помогайте, вы ко мне не лезьте, вы мне должны, а я буду делать, что считаю нужным. И дурить вас, как придумаю. На голубом глазу. А если вдруг, скажу, что не знал.
Это неправильно. Нельзя варить кофе в обществе и быть от него свободным. А белорусское настоящее гражданское общество не хочет, чтобы зарецкие шлялись по публичным местам и читали там лекции о чем бы то ни было. Сначала нужно покаяться в содеянном, а не делать вид, что не при делах.
Поэтому предлагаю: ни Министерству культуры, ни Мингорисполкому не давать никаких лицензий GURU Coffee. По той причине, что… просто не заслужили. А пожарным, газовикам, санстанциям, налоговикам и даже патрульным милиционерам внести их заведения в список первоочередных, кого нужно тщательно проверить. Методика проверок изложена здесь: «Герои гражданской войнушки», 30.10.20.
«Я никогда не совершала так много ошибок, — откровенничала хозяйка GURU Coffee Марина Воскресенская, — как будучи владельцем своей кофейни». Согласен. Одна из них: я ведь оставлял Игорю свой телефон, говорил о том, что материал готовлю, предлагал поговорить. Струсила хозяйка, не стала звонить.
Еще несколько ошибок воскресенских видят, уверен, и читатели: нежелание считаться с появившимся подлинно гражданским обществом. С его (народными) запросами-требованиями. Упорное желание думать, что внутри твоего (публичного) бизнеса ты сама и одна устанавливаешь правила, а общество должно им подчиниться. Сглотнуть и принять.
Наконец, неразборчивость с поставщиками. Сырья, услуг, лекций или клиентов — какая разница? Неразборчивость есть отсутствие вкуса. А владельцам кофейного бизнеса сие, полагаю, противопоказано.
Прикиньте, открыли вы, к примеру, частную библиотеку. И поставили там гитлеровскую Mein Kampf: мол, заходи, честной народ, читай в удовольствие. Немыслимо ведь? Однако именно так рассуждают и ведут себя очень многие из креативно-среднего класса.
Как отдельные предприниматели, так и целые учреждения, среди которых попадаются даже государственные.
Потому как накипело.