Гуру не гуру, а червонец в день имею

Неразборчивый бизнес

Есть такая членка координационного совета Оксана Зарецкая. Нераскаявшаяся, отнюдь. Иначе говоря, человек, от которого в любую минуту — и особенно в ту минуту, когда твоей стране тяжело, — можно ждать удара в спину. А плевка сзади на воротник — так и вообще круглосуточно.


И вот она ходит по разным минским заведениям и пытается заработать копеечку своими лекциями. Ни в чем Оксана, бывшая жена дипломата, так и не стала специалистом, поэтому темы ее «лекций», как она называет эти пустые разговоры, звучат примерно так: «С какой стороны от женщины должен идти джентльмен, если в левой руке та несет чемодан с книгами?»

А я, случается, посещаю заведения вслед за ней. И узнаю, что же думают себе наши предприниматели. Как они мыслят. Что для них допустимо, а что — невообразимо. Где проходят грани и есть ли они.

Скажу сразу, бизнесмены наши — средний белорусский креативный класс, надежа наша и опора, как верили ныне беглые, — многие из них очень похожи на украинских солдат, уже сдавшихся в плен. Там ведь каждый второй — повар, а каждый первый — водитель, так? Никто никого не убивал, даже и не стрелял вообще, чому ти смієшся мені в рило?

Точно так же, у кого из наших ни спроси, никто не знал, что Зарецкая сразу, нетерпеливо, с готовностью вошла в координационный совет. Иными словами, поддержала мятеж как в воду с засухи нырнула.

— Да ну? — Точно. — Да не может быть?! — Уверяю вас. — Это где -то написано? — Загуглите. — Да… так и есть… она нас обманула! — Она? — Да, она нас подвела!!! Сама поддержала, а сама не сказала! Представляете?

Конечно, представляю. До моего с ними разговора об этом простом факте, конечно же, узнать было никак нельзя. В это надо просто поверить, мы же здесь люди купеческого слова, не правда ли?

В одной галерее, где Оксана («не сказав») начала было собирать свою публику, было забавно наблюдать за вспыхнувшим и тут же погасшим семейным конфликтом.

Ну и что?! — буквально заголосила вдруг невестка (судя по всему) хозяина. — Она у нас про искусство рассказывает, только об этом, что тут такого?!

Помолчи! — жестко и даже грубо одернул ее старший. И в ответ на вопросительный взгляд (судя по всему) сына пояснил: — Ты что, хочешь получить в газете статью об этом? Такая реклама нам не нужна!

Сын мгновенно согласился и дальше затыкал-прогонял жену уже сам. Действительно, в такой бизнес-логике можно ведь и ПалПадлыча пригласить с лекциями по прикладной дипломатии, правда? И какой-нить Пилипчук дать собрать людей, чтобы поделилась своими кулинарными рецептами, верно?

И на что тогда станет похожа та галерея?

* * *

Однако считать окружающих за дураков, а когда поймают за руку, делать вид, что не знал, не мое, не слышалэм, не мы, не вэм… эту черту «креативного среднего класса» вы запомните.

Вот белорусский Альфа Банк спонсирует «Совместный проект школы бизнеса для подростков 13 — 17 лет со всей Беларуси detiMBA и Альфа Банка». Снова для детей, снова образовательный, опять креатив, полезно для будущего страны и прочие муси-пуси.

Обращаюсь в банк. Перезванивает Наталья Суворова, главная по коммуникациям и маркетингу, так сказала. И я ей говорю, мол, учить детей — дело богоугодное. Но вы смотрите, кто именно там учит, оцениваете, кому вы деньги даете, знаете, кому помогаете?

А кому? — типа наивно спрашивает она.

— Да посмотрите хоть на руководителя: Павел Якименко, нетвайне, «Фейсбук» за осень 2020‑го затерт, против государственной школьной политики… Достаточно?

— Ну да, мы посмотрим, что-то можно будет, наверное, сделать.

Ничего делать в Альфа Бэ не стали. И полсотне ребят, «приехавшей из Орши, Витебска и Гродно», команда «протестунов» и «змагаров» (команда проекта) летом 2022 года основательно загадила мозги. На деньги Альфа Бэ.

Это тоже пустим по разряду «Мои деньги, кому хочу, тому даю?» Научим белорусских детей брать пример с Миши Фридмана и Пети Авена? И продолжим успешно работать (извлекать прибыль) на нашем рынке?

На 6 — 7 августа запланирован «EdTech Hackathon в коворкинге бизнес-центра «Кампус», проводимый с генеральным партнером БЕЛКАРТ». Проводимый кем? ИП Яўген Пугач, он же основатель EdCamp Belarus. Открываем его «Фейсбук», а там, как говорится, геенна и адский пламень. Там есть все: и бчб, и нетвайне, и ятут, и скорбь по невинно убиенному

Наверное, потому что этот самый Пугач был директором в уже закрытом Imaguru? Который Imaguru — «Зловонный хаб» (23.04.21) был колыбелью всех «урбанистов, блёгеров, дизайнеров, коучей, галеристов, барист и арбористов, барбершоперов, ивент-менеджеров, тарологов, космоэнергетов и прочих хипстеров — бесполезных прожигателей жизни» (спасибо коллегам за перечень).

И читатели вновь ставят передо мной — а одновременно перед всем обществом и некоторыми государственными структурами — вопросы: «А БЕЛКАРТ не в курсе, кого спонсирует?» Совсем-совсем? Тогда еще один: «А какого, собсно, ляда сей деятель вообще хакатоны проводит, тем более связанные с образованием?!»

Быть может, дело в том, что пресс-секретарем в ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» служит Марина Роман — ятут, бчб, «свободу изменнице родины Борисевич»? А одним из начальников управления — Виктор Борисов: бчб, скорбь, нетвайне и вычищенные, как у котиков, странички «Фейсбука»?

Тогда понятно: катышки сметья находят друг друга и сбиваются в ком грязи. А руководству, видимо, недосуг прибраться в конторе.

Может, поэтому «креативный средний класс» и наглеет потихонечку? Снова?

* * *

Другой подход я услышал в кофейне GURU Coffee, что на Комсомольской. По мнению стоявшего за стойкой Игоря, раз Зарецкая сама собирает группу тех, кто готов ей «за лекцию» платить, то они в кофейне вообще не при делах. «Лишь бы кофе заказывали, вот и весь наш интерес!» — пытался отмазаться он.

Я спросил его, действует ли этот принцип на друзей того гитариста (джазмена, барабанщика, трубача, не важно), который раньше, возможно, вовсю наяривал на гуляньях и маршах? А теперь, за отсутствием оных, перешел с оставшимися еще на свободе гулящими в кофейню. Поинтересовался, каждый ли террорист может собрать свою группу по минно-взрывному делу и прийти к ним «на кофе, а заодно и на лекцию»?

Ничего бариста не ответил, как пелось в детской песенке-страшилке. Они, бизнесмены наши, некоторые представители средне-креативного класса, почему-то думают, что все остальные намного дурнее их. Мол, если посетители между собой рассчитываются, а у меня только кофе пьют, то ни я, ни мое заведение не при делах. И все остальные должны им поверить на честное купеческое.

Как если бы хозяин отеля занижал положенные налоги, аргументируя, мол, они же у меня только переночевали, и все! Даже чаю не попили!

«А на гитариста, чтоб его пригласить, — злобно пожаловался Игорь, — теперь нужно лицензию получать! Нет чтобы помочь, только и норовят обобрать!» Ну правильно. Это же публичное мероприятие, раз. Репертуар сомнителен, два. Да и профессиональное мастерство надо бы проверить.

Как, собственно, и все заведения «GURU Coffee. Городские кофейни». Ведь, как выясняется, логика бизнесменов проста: все, что происходит у меня внутри, вас (общества) не касается. Вы мне помогайте, вы ко мне не лезьте, вы мне должны, а я буду делать, что считаю нужным. И дурить вас, как придумаю. На голубом глазу. А если вдруг, скажу, что не знал.

Это неправильно. Нельзя варить кофе в обществе и быть от него свободным. А белорусское настоящее гражданское общество не хочет, чтобы зарецкие шлялись по публичным местам и читали там лекции о чем бы то ни было. Сначала нужно покаяться в содеянном, а не делать вид, что не при делах.

Поэтому предлагаю: ни Министерству культуры, ни Мингорисполкому не давать никаких лицензий GURU Coffee. По той причине, что… просто не заслужили. А пожарным, газовикам, санстанциям, налоговикам и даже патрульным милиционерам внести их заведения в список первоочередных, кого нужно тщательно проверить. Методика проверок изложена здесь: «Герои гражданской войнушки», 30.10.20.

«Я никогда не совершала так много ошибок, — откровенничала хозяйка GURU Coffee Марина Воскресенская, — как будучи владельцем своей кофейни». Согласен. Одна из них: я ведь оставлял Игорю свой телефон, говорил о том, что материал готовлю, предлагал поговорить. Струсила хозяйка, не стала звонить.

Еще несколько ошибок воскресенских видят, уверен, и читатели: нежелание считаться с появившимся подлинно гражданским обществом. С его (народными) запросами-требованиями. Упорное желание думать, что внутри твоего (публичного) бизнеса ты сама и одна устанавливаешь правила, а общество должно им подчиниться. Сглотнуть и принять.

Наконец, неразборчивость с поставщиками. Сырья, услуг, лекций или клиентов — какая разница? Неразборчивость есть отсутствие вкуса. А владельцам кофейного бизнеса сие, полагаю, противопоказано.

Прикиньте, открыли вы, к примеру, частную библиотеку. И поставили там гитлеровскую Mein Kampf: мол, заходи, честной народ, читай в удовольствие. Немыслимо ведь? Однако именно так рассуждают и ведут себя очень многие из креативно-среднего класса.

Как отдельные предприниматели, так и целые учреждения, среди которых попадаются даже государственные.
Давайте всем обществом поможем им или перейти в другой класс, сделав над собой, пусть и неимоверное, усилие. Или закрыться (уволиться) нафиг, зачем же так мучиться?

Потому как накипело.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter