Не спешите ругать ребенка за безграмотность — сначала проконсультируйтесь с логопедом

Неразбериха с буквами

Не спешите ругать ребенка за безграмотность, а тем более переучивать его — сначала проконсультируйтесь с логопедом.



В каждом классе наверняка найдутся ученики, которые не в ладах с русским или белорусским языком, хотя по другим предметам они преуспевают. В чем причина? У таких ребят нередко выявляется дисграфия, или нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся стойких ошибках. И хотя эти дети могут неплохо читать, дисграфия мешает им овладеть грамотностью, объясняет психолог Инна Куницкая. Такие школьники не пишут заглавные буквы, допускают в диктантах уйму ошибок. И, к сожалению, часто становятся объектом насмешек со стороны окружающих, из-за чего замыкаются в себе.

Неразбериха начинается у них тогда, когда дело касается букв “Р” и “Ь”, “З” и “Э”, которые они попросту путают. И диктанты пишут крайне медленно, при этом почерк у них бывает такой, что с трудом можно разобрать слова. На что следует обратить внимание? Если ребенок не в ладах с грамотностью, путает буквы, делает одни и те же ошибки, важно вовремя это заметить. В дисграфики чаще других попадают левши или те, кто вначале был левшой, но его переучили в правшу. Хотя, конечно, нельзя утверждать, что абсолютно все левши будут с трудом осваивать письмо — все очень индивидуально.

Обратить внимание надо также на детей, живущих в двуязычной семье, и тех, которые раньше занимались с логопедом. А еще, если у школьника есть проблемы с памятью и вниманием. Если кроме ошибок он не дописывает и окончания слов. Если у школяра есть проблемы с фонетическим восприятием: скажем, пишет “тыня” вместо “дыня”. Это нарушение проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “писмо”, “лубит” и т. д.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Специалист подчеркивает: если ребенок пишет с ошибками, это еще не является дисграфией. Возможно, во время диктанта он устал, был напряжен и невнимателен, плохо себя чувствовал. Почему дисграфия требует коррекции? Если рассчитывать на то, что все само собой образуется, это приведет к безграмотности.

Логопеды не раз замечали, что ребята, у которых хорошо развита мелкая моторика и которые нормально ориентируются в пространстве (к примеру, знают, где право и лево), не попадают в ряды дисграфиков. Развитию мелкой моторики способствуют игра с конструктором, лепка, работа ножницами. Предложите сыну или дочери наперегонки зашнуровать ботинки. Следите за тем, чтобы рука ребенка удерживала ложку. Этим можно заниматься до школы, и тогда он, став учеником, не столкнется с такой проблемой, как дисграфия.

Научите ребенка сопровождать письмо диктовкой. Но ни в коем случае не принуждайте его по нескольку раз переписывать работу. Как показывает опыт, хорошего результата усердие из-под палки не приносит. Нельзя также подгонять школьника, а тем более подвергать критике его медлительность.

И помните, что любую трудность можно преодолеть. Только для этого нужны любовь, доброта, большое терпение и огромное желание помочь своему ребенку. Справиться с проблемами будет гораздо легче, если усилия родителей совпадут с помощью учителей, логопеда, психолога, возможно, и невролога.

sverk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter