Неравное партнерство. Идея европейской инициативы теряет свою привлекательность.

Три года назад в Праге увидела свет новая программа с многообещающим названием “Восточное партнерство”, в которую пригласили и Беларусь. Кажется, еще совсем недавно министры иностранных дел стран ЕС на все лады расхваливали перспективную инициативу, использовали изящные дипломатические обороты и говорили о “заметном продвижении вперед”. Но чем дальше в лес, тем больше возникает недоумений и вопросов. Так и хочется спросить: чем именно измеряется успех и в каких сферах произошло продвижение?

Три года назад в Праге увидела свет новая программа с многообещающим названием “Восточное партнерство”, в которую пригласили и Беларусь. Кажется, еще совсем недавно министры иностранных дел стран ЕС на все лады расхваливали перспективную инициативу, использовали изящные дипломатические обороты и говорили о “заметном продвижении вперед”. Но чем дальше в лес, тем больше возникает недоумений и вопросов. Так и хочется спросить: чем именно измеряется успех и в каких сферах произошло продвижение?

Мизерная сумма

На днях “порадовало” представительство ЕС в Минске. Там сообщили о начале нового инвестпроекта для региона “Восточного партнерства”. Его цель —  поддержка экономического развития и улучшение условий деятельности малых и средних предприятий стран — участниц “Восточного партнерства”. Все бы ничего, но за громким названием East Invest — весьма скромная на шесть государств сумма — 8,75 млн евро. Да и то не факт, что и эти деньги дойдут до адресатов. Дело в том, что некоторые европолитики предлагают переключить внимание со стран “Восточного партнерства” на Северную Африку и туда же перенаправить финансирование. Другие предупреждают: этого делать ни в коем случае нельзя, иначе ЕС уступит России влияние в регионе.
“Я не могу назвать ни одного конкретного реализованного проекта в рамках “Восточного партнерства”, кроме абстрактных разговоров, — говорит украинский политолог Михаил Погребинский. — “Восточное партнерство” — типичный пример распространения своих интересов на зону влияния.
Если бы была на подъеме сама идея европейского супергосударства, может быть, под нее выделили бы большие деньги. Раз нет больших денег, то нет серьезных проектов, а нет проектов — сама идея исчерпывается”.

Палки в колеса

Зато стремления диктовать свою волю соседям европолитикам не занимать. К примеру, Европарламент систематически пытается ограничить участие Беларуси в парламентском измерении программы. В ЕС настаивают, чтобы наша страна была представлена в этой ассамблее не только парламентариями (что было бы естественно), но и представителями оппозиции. Сначала предлагали соотношение “пять плюс пять”, теперь “десять плюс десять”. Но такие требования больше не выдвигаются ни перед одной страной — участницей “Восточного партнерства”. “Создается впечатление, что Европарламент ищет любые зацепки для того, чтобы не допустить участия Беларуси в ЕВРОНЕСТ, — говорит председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Игорь Карпенко. — Тогда возникает резонный вопрос: зачем вообще было создавать “Восточное партнерство” и приглашать Беларусь в нем участвовать?”.

Зона с ограничениями

“Если бы европейские политики и депутаты хотели полноценного диалога со всеми странами Восточной Европы, они бы не вели себя столь бесцеремонно, — считает депутат 3-го и 4-го созывов Верховной рады Украины кандидат исторических наук Георгий Буйко. — В отношении Беларуси идет сознательное ущемление ее национальных и общественных интересов, интересов как руководства страны, так и ее граждан в целом”.
Насколько эффектно “евроинтеграторы” умеют “прокидывать” целые государства, хорошо видно на примере той же Украины. По мнению директора украинского филиала Института стран СНГ Владимира Корнилова, в Европе все понимают и вслух заявляют о том, что они не видят Украину в составе ЕС не только в перспективе, а и вообще когда бы то ни было. Огромное 50-миллионное государство с ворохом проблем не очень нужно ЕС. Но Украина периодически прогибается под Европу в обмен на обещания, которые потом забываются. Обещали, например, зону свободной торговли, но выдвинули 400 ограничений. Как выразился экс-президент страны Леонид Кучма, такая “зона свободной торговли с ЕС разденет Украину!”

На холостом ходу

По данным аналитического центра ЕсооМ, лишь 38 процентов белорусских граждан до сих пор верят в европейскую инициативу. Примерно каждый четвертый — против, а 34 процента вообще не понимают целей проекта или не знают, что это такое. Возможно, если бы инициаторы партнерства начали с решения конкретных вопросов, например отмены или хотя бы удешевления шенгенских виз, они получили бы гораздо более весомую поддержку со стороны белорусов.
Упрощение визового вопроса — лишь одно из многих конкретных предложений, которые не раз звучали со стороны официального Минска. Но в ответ ничего вразумительного. Похоже, настала пора называть вещи своими именами. “Вынуждены констатировать, что идея программы выхолащивается и теряет свою привлекательность, — заявил на днях начальник управления информации — пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных. — После более чем двух лет разговоров мы не видим сколь-нибудь ощутимого прогресса”. Смогут ли организаторы “Восточного партнерства” довести дело до конца или усилия окажутся потраченными впустую? Как говорится, поживем — увидим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter