— Конфликт в Украине сопровождался разного рода договорами. Было несколько переговорных треков, основной — в Стамбуле, — напоминает эксперт. — И все это разворачивалось вокруг зерновой сделки. Украина заработала на этом около 9 миллиардов долларов. Страны Евросоюза и Турция получили столь нужное им зерно и тоже заработали. Только вот всего лишь 2,5 процента от зерна, вывезенного через украинские порты, попало в бедные страны, где действительно есть проблема голода. Россия же не получила ничего, кроме, наверное, каких-то политических дивидендов в контакте с Турецкой Республикой. В любом случае зерновая сделка вызывала ряд вопросов, причем в первую очередь у военных, которые сражаются на фронте и видят свою задачу не в том, чтобы провернуть какие-то коммерческие махинации и даже не в политико-дипломатических изощрениях. Они хотят победить. И в этой ситуации зерновая сделка сработала на киевский режим и Запад.
Отдельный разговор — о подлом поведении Украины. Некоторые свои террористические акты, в том числе на Крымском мосту, киевский режим, обращает внимание Александр Шпаковский, осуществлял как раз при помощи каналов, завязанных на зерновой сделке:
— Поэтому сразу видно, что, говоря о мирном значении зерновой сделки, Запад попросту прикрывал свои агрессивные устремления. Не знаю позицию турецкой стороны, наверное, их президент Эрдоган видит себя в роли мирового, глобального медиатора, но коллективный Запад занимается тем, чем привык заниматься, — жульничеством. И если бы это было просто какое-то шулерство… Но здесь же речь идет о терроризме, безопасности людей. Они уничтожают гражданскую инфраструктуру, атакуют Крымский мост… В Крыму между тем сейчас находится несколько миллионов туристов, в том числе наши соотечественники. Атака, последующие издевательства над погибшими... Девочка без родителей осталась, издевались и над ней. Все это нуждается в переоценке. Переоценка произошла, и сейчас украинская портовая инфраструктура находится под ударами российских воздушно-космических сил, ракетно-бомбовые удары наносятся.
Возможна ли зерновая сделка без участия России? Это, говорит в ответ Александр Шпаковский, зависит от нескольких факторов:
— Теоретически это возможно. Но суть зерновой сделки — в обеспечении безопасности прохода кораблей по соответствующей акватории. Поэтому вопрос в практике: а станет ли Российская Федерация топить зерновозы, которые выходят из украинских портов? И вообще, будет ли возможность у Украины осуществлять какое-либо судоходство? Пока мы видим, что портовая инфраструктура Украины подвергается ракетно-бомбовым ударам. Как в этих условиях страна собралась экспортировать зерно, мне непонятно.
Полную версию беседы на актуальные политические, геополитические и экономические темы смотрите на YouTube-канале «СБ ТВ».
deu@sb.by