Как обезопасить себя от недобросовестных мастеров

Непыльная работенка

Не спешите пользоваться услугами сомнительных мастеров
Рынок бытовых услуг худо-бедно реагирует на наши растущие запросы. Эта сфера постоянно пополняется новыми предложениями — от стрижки газонов и уборки квартир до услуг стилиста и домашнего повара. Парикмахеры, дизайнеры, штукатуры, столяры наперебой обещают скидки, бонусы, рассрочку оплаты. Такими объявлениями пестрят интернет, газеты, двери и стены подъездов, к тому же разнокалиберными рекламными листовками всегда кишат почтовые ящики.



Вроде бы многие из нас уже стреляные воробьи, но все равно то и дело продолжаем накапливать печальный опыт. Вот и я повелась как-то на объявление: “Грамотный специалист предлагает за небольшую цену чистку мягкой мебели и ковров”. Подумала — почему бы и нет? Не прошло и часа после моего звонка, как на пороге появился “мастер”. В одной руке он держал металлическую швабру, в другой — пластиковое ведро. Как мне показалось, мужчина был в легком подпитии.

— У вас найдется стиральный порошок или средство для мытья посуды? — первое, что уточнил он.

— Спасибо, мы сами управимся, — быстро сориентировалась я и захлопнула за ним дверь.

Этот эпизод — наглядное объяснение, почему большинство из нас не спешит доверять мастерам-частникам. Судя по жалобам наших читателей, солидную ложку дегтя добавили в бочку рекламного меда и “ходоки” по квартирам, предлагающие установку водяных фильтров, замену труб, ремонт пластиковых окон... А с недавних пор стали появляться ловко составленные объявления: с ходу и не поймешь, кто предлагает услуги — коммунальные службы или маскирующиеся под них ипэшники. И являются ли заявленные работы обязательными. “Тренд” этого сезона — периодически появляющиеся на дверях подъездов объявления-близнецы: “В вашем доме будет производиться полная или частичная замена электропроводки. Работаем без пыли. Услуги осуществляются по предварительной записи”.

Честно говоря, хотя и не возникало в моей квартире проблем с электропроводкой, но я невольно задумалась: а вдруг и правда в нашем еще относительно новом доме возникла необходимость в таком ремонте? Позвонила по указанному телефону и успокоилась. Девушка-диспетчер пояснила, что замена проводки, конечно же, дело добровольное, однако предостерегла: “За исправностью электрооборудования надо следить бдительно!”

Не спорю, хорошо, когда такие предложения от частных мастеров  есть на рынке. Но реклама не должна вводить в заблуждение.

Итак, от каких “услужливых” предложений лучше сразу отказаться? И можно ли избежать проблем, связанных с самыми дорогостоящими услугами — строительными? За ответами мы обратились к заведующей юридическим сектором общественного объединения “Минское общество потребителей” Анне Кришань:

— В моей практике бывают случаи, когда беспечные клиенты наживают себе проблемы из-за того, что доверяются первому попавшемуся мастеру, да еще и не заключают с ним договор. Или вовсе теряют бдительность — оставляют работникам ключи от квартир, надеясь на их порядочность и исполнительность. И лишь потом, увидев результат, хватаются за голову и начинают выяснять, есть ли у мастера необходимое образование, требуют документы. Поэтому все нужно делать вовремя. Помните, что в договоре должны быть прописаны сроки исполнения, цена услуги. И не забывайте контролировать работников — это в ваших же интересах.

К примеру, если говорить о монтаже той же проводки, надо обязательно поинтересоваться, где мастер берет расходный материал. Убедитесь в его качестве. Проводка должна монтироваться в соответствии с нормами технических нормативно-правовых актов.

Составляйте договор подряда даже на мелкие работы. Если вас что-то смущает, не соглашайтесь на выполнение работ и подписание договора.

Больше всего рискуют те, кто пользуется услугами нелегалов. Если вас обманет тот, кто нигде не зарегистрирован, не является юрлицом, индивидуальным предпринимателем, то защитить ваши права будет очень сложно.

Некоторые мастера сообщают в объявлениях только номер телефона и УНП. Но этого недостаточно. Обязательно должен быть указан и юридический адрес фирмы. Если такой информации нет, лучше поискать другого специалиста

КОМПЕТЕНТНО

Валентина Левковская, начальник управления бытового обслуживания Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

— Рынок бытовых услуг действительно постоянно развивается. В этом бизнесе сегодня числится около 30 тысяч субъектов хозяйствования. Почти треть из них использует выездные формы работы, не имея стационарных объектов. Безусловно, это дополнительное удобство для потребителя. Однако очень сложно сориентироваться в многообразии предложений, найти квалифицированного мастера. Пока, к сожалению, на этом рынке есть еще и те, кто, не имея должного образования, оказывает услуги нелегально. Кого бы вы ни приглашали на дом — парикмахера или специалиста по ремонту бытовой техники, не поленитесь уточнить, значится ли такой предприниматель в реестре бытовых услуг. При этом следует учитывать некоторые нюансы. Если, к примеру, в том же объявлении речь идет о массаже, нужно разграничивать его виды. Он может быть как бытовой услугой, так и лечебной — медицинской, выполнять которую должен специалист с медицинским образованием.

Ответственность за просчеты нелегалов никто на себя не возьмет. Просчитаетесь только вы.

К слову, через две недели реестр бытовых услуг в нашей стране начнет пополняться новыми спа-услугами. Еще несколько лет назад они ассоциировались лишь с экзотическими курортами, а сегодня их оказывают во многих белорусских салонах. На этом поприще у нас уже появились свои интересные наработки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter