НепроСТОй ремонт.

Почему автосервис вызывает нарекания у автовладельцев?

Ремонтные автомастерские будут востребованы всегда. На начало текущего года в Беларуси зарегистрировано более трех миллионов транспортных средств индивидуальных владельцев. Увы, но каждое из них рано или поздно нуждается в ремонте. Проблем с этим, на первый взгляд, нет: в реестре национальной системы подтверждения соответствия зарегистрировано около 3,5 тысячи сертификатов на услуги автосервиса. Однако современные СТО, оставив в прошлом хвосты очередей, обросли взамен пышным мхом всевозможных нарушений.

“Безбилетники” с авто

“Ремонтировал весной машину в подобии СТО на Слуцком шоссе, близ Самохваловичей, — голос читателя, позвонившего в редакцию, дрожал от возмущения. — После замены шаровой машина полгода стояла в сухом гараже, а как поехал недавно — отвалилось колесо. Передайте большой привет ремонтировавшему ее Руслану. Ни квитка, ничего не дал. Поди докажи сейчас...”
Доказать вину предприятия автосервиса в подобной ситуации в самом деле не-
просто. “В принципе, у потребителя есть право доказывать факт оказания ему некачественной услуги и без подтверждающих документов, например с помощью свидетельских показаний, — заметила в разговоре с корреспондентом “НГ” председатель общественного объединения “Белорусское общество защиты потребителей” Анна Суша. — Но наличие на руках соответствующих документов из мастерской, безусловно, значительно облегчает дело”.
Вообще эксперты рынка СТО выделяют в белорусском автосервисе три группы: официальный дилерский, зарегистрированный частный и осуществляемый вообще безо всякой регистрации. Характерной чертой последнего является именно та самая пресловутая “безбилетность”, зловещий смысл которой доходит до множества его клиентов лишь после очередной поломки. И тогда на специализированных форумах в интернете появляются новые адреса и гневные “разоблачения”, а тем временем все новые и новые автовладельцы выстраиваются в очередь на приобретение “кота в мешке”. Налицо парадокс: люди, придирчиво отслеживающие оформление гарантии при покупке соковыжималки или будильника, легкомысленно вверяют дорогостоящее авто “серым” мастерским, не имеющим ни соответствующего оборудования, ни юридического (а порой и почтового) адреса. А потом теряют колеса и заклинают соотечественников “не повторить ошибок роковых”.

Одностороннее движение

В чем же причина, что те, кто должен регулировать “схождение” и “развал”, сами уходят вразнос? Поначалу нецивилизованность и “серость” многих точек автосервиса объяснялась процессом становления рыночных отношений, затем — их несовершенством. У официального автосервиса в стоимость услуг заложены и НДС, и множество других налогов, и затраты на сертификацию, инспекционный контроль, санитарный надзор и противопожарную безопасность. Нарекания владельцев частных СТО на нерасторопность государства еще год назад имели все основания, тогда даже коллегия Комитета госконтроля дала неудовлетворительную оценку эффективности мер, принимаемых органами госуправления в этой сфере.
С тех пор произошли некоторые перемены. Упростилось оформление договора на оказание услуг, внесены изменения в Технический кодекс установившейся практики, разработаны соответствующие стандарты. А вот шагов навстречу со стороны владельцев частных автосервисов пока не наблюдается. “Требовать от государства максимальной свободы действий, не думая об элементарном соблюдении законодательства и правильных налогах, абсурдно”, — говорит начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Беларуси Владимир Каленик.

Авторемонтное закулисье

В отличие от официальной СТО, серьезно обремененной налогами и обязательствами, владелец “серой” основную часть полученной от клиента выручки положит в карман, дав не-
много своему автослесарю.
Сколько всего “гаражных СТО” разбросано по Беларуси, сказать невозможно. Имеется лишь неофициальная статистика, утверждающая, что количество предприятий в сфере малого бизнеса, хотя бы время от времени использующих в своей работе “серые” схемы, составляет порядка 80 процентов. Также известно, что ежегодно в стране ремонтируется около миллиона автомобилей. Собственно, даже этих скудных цифр достаточно, чтобы представить объемы рынка неавторизованных СТО.
О масштабах нарушений на нем говорят результаты проверок КГК. В конце лета в поле его зрения попали 72 субъекта хозяйствования, оказывающих услуги автосервиса во всех регионах Беларуси. Результаты удручающие: у половины проверенных СТО установлены нарушения, связанные с оприходованием денежной выручки, а 85 процентов проверенных нарушали правила бытового обслуживания потребителей. Например, столичное предприятие “Диома-Сервис” действовало без разрешительных документов и не имело кассового аппарата, а “Авто-Галс 2007” и “Автогидравлика” такие аппараты имели, но включали их крайне редко. На витебской СТО “Мобилтех” не оформлялись необходимые документы, а на гомельских “Орбите” и “ВегаАвтоСтаре” регистрационные книги не велись более месяца. Впрочем, даже там, где они велись, чехарда с цифрами просто поражающая. Скажем, на минской СТО “Микинтер” клиент передал работникам 500 евро, 200 долларов и 290 тысяч рублей — в заказ-наряде же оказались вписаны лишь 1,2 млн рублей. Витебский “Мобилтех” умудрился выручить с 14 заказов лишь 758 тысяч рублей — аттракцион невиданной щедрости, не иначе. Впрочем, если до проверки дневная выручка на этой СТО составляла (по документам) от 200 до 480 тысяч рублей, то в день визита контролеров она тут же выроста в четыре раза.

В добрый путь

Следует заметить, что директорат “белых” СТО наличием “серой” конкуренции немало раздражен. Хотя бы потому, что стоимость возведения авторизованной СТО на семь-восемь рабочих мест с учетом оборудования и закупки инструмента составляет около 2,5 млн долларов. Обывателю же трудно понять, как десятиминутная работа мастера может обойтись в сумму, эквивалентную, скажем, ста долларам. Это же они 600 долларов в час зарабатывают, начинает подсчитывать гражданин. “При этом в голову такому “математику” не приходит, что еще года два назад над этой десятиминутной ныне работой мастер корпел целый рабочий день, а то и не один”, — разъясняет корреспонденту “НГ” бизнесмен Николай, владеющий сетью предприятий автосервиса в Брестской области.
Что необходимо, чтобы услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств стали воистину сервисом? Вопрос этот не риторический, ответ на него есть — одновременно и сложный, и простой. “Обустроить объект в соответствии с нормативами, встретить клиента, принять заказ, оформив его в установленном порядке; выполнить его качественно и в срок, полученную выручку в полном объеме провести по учету, заплатить налоги, а полученные доходы направлять не только в карман, но и на развитие собственного бизнеса, модернизацию СТО, подготовку кадров и рекламу, — разъясняет Владимир Каленик. — Если этот минимум станет нормой в работе всех субъектов в данной сфере деятельности, тогда и возникнет реальная конкуренция, основной составляющей которой будут качество и цена, диктуемая рынком”.

В тему

Мифы об автосервисе

1. В мастерской снимут код вашей сигнализации или копию ключа зажигания. В принципе это возможно и нетрудно. Но куда в первую очередь придет милиция, если машину угонят после ремонта?

2. В автосервисе детали вашей машины заменят старыми, а новые продадут. Операция с продажей подержанных запчастей подразумевает, что снятая деталь полностью исправна, к тому же надо найти другую, старую деталь взамен. Кроме того, любой автосервис заинтересован в отсутствии “возврата” — чтобы клиент уехал и как минимум год не появлялся.

3. На СТО зальют воду вместо тосола, не сменят масло, не проверят натяжку ремня. Но заверят, что все сделано в лучшем виде. На такой обман автомеханик вряд ли пойдет. Пожилой автовладелец может оказаться дедушкой губернатора, девушка — внучкой “авторитета”, а очкарик интеллигентного вида — братом командира спецотряда “Беркут”. Разумно ли в этой ситуации кого-нибудь преднамеренно обижать?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter