Гигин: политически целесообразно было бы разводить кампании по выборам Президента, Парламента и местных Советов

Непростое, но ответственное решение

Любой общественный процесс имеет свои закономерности. Бурный 2020-й сменился нынешним Годом народного единства. В политическом смысле он закончится не 31 декабря, а с голосованием, которое должно состояться в январе—феврале уже нового календарного года. Вот только по какому поводу нам предстоит определиться будущей зимой на избирательных участках? Стоит ли в такой ответственный момент совмещать две крупные политические кампании: принятие новой редакции Конституции и выборы в местные Советы? Это один из принципиальных вопросов актуальной повестки дня в Беларуси.

Напомним, что идея провести референдум по обновленной Конституции принадлежит лично Президенту нашей страны. Он высказал ее в феврале 2021 года, выступая на Всебелорусском народном собрании. В том, что новый проект должен быть одобрен на всенародном голосовании, нет никаких сомнений. Это наша традиция. Именно народ является источником власти. 

На тот момент, когда Александр Лукашенко высказался за проведение конституционного референдума, вполне логичным казалось совместить его с местными выборами, хотя Глава государства и допустил важную оговорку: возможно. Опыт подобного совмещения у нас уже есть. В 1995 и 2004 годах референдумы проводились одновременно с парламентскими выборами. К тому же это отличная возможность сэкономить средства. Однако политическая обстановка диктует свою логику. И если рассмотреть вопрос более детально, то найдется немало оснований развести референдум и выборы. 

Поправки в действующую Конституцию обсуждаются в обществе весьма активно. А дискуссии, которые происходят в Конституционной комиссии, свидетельствуют о том, что мы будем иметь дело не с обновленным текстом действующего Основного Закона, а, вероятно, полностью с новым документом. Взять хотя бы норму, по которой предполагается ограничить законотворческие полномочия Главы государства, то есть право издавать декреты и указы. Здесь мнения членов комиссии разошлись. Примерно такой же расклад наблюдался и в ходе обсуждения возможности отзыва избранного депутата. 

Не менее важно и то, что все больше политических деятелей, да и обычных граждан нашей страны склоняются к переходу от мажоритарной к смешанной избирательной системе. Эта норма не требует изменения Конституции, она регулируется избирательным кодексом. Но, согласитесь, подобные фундаментальные принципы организации политической системы нужно принимать в комплексе с Основным Законом, поскольку они определяют весь политический строй.

И вот представьте себе ситуацию, когда будет принята новая Конституция, которая заложит новые начала политической жизни, наметит направления ее модернизации. И в то же самое время еще на четыре года мы сформируем по старым правилам местные Советы: от сельских до областных. А это (на секундочку) подавляющая часть всего депутатского корпуса. Возникнет определенный и юридический, и политический парадокс.

Уже сейчас можно уверенно утверждать, что местные органы власти получат больше полномочий. Хотя и в настоящий момент они не маленькие. Например, местные депутаты принимают региональные бюджеты, то есть определяют всю программу жизнедеятельности. 

Кроме того, в нынешних обстоятельствах, когда от отношения к новому проекту Конституции будет зависеть не только политическое развитие Беларуси, весьма рискованно совмещать столь важную кампанию с какой-либо другой. Ведь и на местах существует множество задач, которые предстоит решить. Не секрет, что среди объективных причин некоторого роста протестных настроений в прошлом году были не столько общенациональные вопросы, сколько нерешенность проблем на местном уровне, зачастую застарелых. Они требуют серьезного осмысления и разрешения. Может получиться так, что пересечение двух агитационных кампаний просто дезориентирует общество. А это неизбежно приведет к негативным последствиям. Нельзя сбрасывать со счетов попытки иностранного вмешательства в наши выборы. Такая угроза вполне реальна. Ведь мы живем в условиях гибридной войны.

Как же быть? Вполне резонно задуматься о переносе местных выборов. Сделать это не так сложно. Достаточно прописать необходимую норму в переходных положениях Основного Закона. В нынешней редакции Конституции есть специальный раздел IX «Заключительные и переходные положения». Там можно законно и обоснованно прописать порядок деятельности органов власти и проведения избирательных кампаний. В нашем случае — продлить срок полномочий местных Советов 28-го созыва.

На совместном заседании двух палат Парламента сразу несколько депутатов предложили ввести единый день выборов. То есть провести в 2023 году одновременно выборы и Парламента, и местных Советов. Таким образом все представительные органы власти будут сформированы одновременно уже по новым правилам. Возможно, на данный момент — это единственно правильное решение. В этой связи уместно привести слова председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Сергея Сивца: «Эти представительные органы власти тождественны, равнозначны с точки зрения выполнения своих функций, в том числе и законодательных функций, а также когда совпадает срок полномочий депутатов представительных органов власти. То есть все то, что есть на сегодня и применительно к Парламенту Республики Беларусь и к местным Советам депутатов».

Другое дело, стоит ли сохранять единый день выборов надолго? В России действительно есть такая политическая практика. Она была введена в 2004 году и обусловлена тем, что из-за большого числа субъектов федерации региональные выборы происходили практически перманентно в течение всего года. В настоящее время единый день голосования для России — второе воскресенье сентября.

Однако для Беларуси в дальнейшем политически целесообразно было бы разводить все же кампании по выборам Президента, Парламента и местных Советов. В таком случае мы сможем более качественно и на протяжении как минимум трехлетнего цикла отслеживать динамику общественных настроений, что позволит политическим силам более грамотно и в соответствии с ожиданиями граждан выстраивать свою политическую стратегию.

Так или иначе, но в 2021—2022 годах все же стоит сосредоточиться на проведении самой важной кампании — по разработке, обсуждению и принятию нового проекта Конституции. А уже на основании всенародного волеизъявления в дальнейшем выстраивать всю политическую систему.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук, доцент.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter