Непрофильная составляющая

Непрофильная составляющая ведет к удорожанию услуг ЖКХ

Непрофильная составляющая ведет к удорожанию коммунальных услуг

Созданная по распоряжению Президента рабочая группа во главе с председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном скрупулезно изучает проблемные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Работа еще не закончена, но уже сегодня ясно: коренные перемены в ЖКХ давно назрели. Попробуем и мы, в подтверждение этого тезиса рассмотреть си-туацию, как говорится, изнутри.

Сегодня суммы в жировках растут очень быстро. А вот качество услуг в лучшем случае остается на прежнем уровне. Затянувшиеся на пятилетку капитальные ремонты, грязные подъезды, ломаные скамейки, искореженные детские площадки, выбитые тротуары у домов, «плачущие» кровли…

— Вы думаете, мы бы не хотели работать лучше? — удивляется управляющий КУП «ЖРЭТ Октябрьского района» города Витебска Александр Пасовец. — Еще как хотели бы! Но ведь сегодня у нас на плечах висит множество тяжелейших «довесков», не позволяющих развернуться. Нас обвиняют в том, что мы залезаем в карман к гражданам, а ведь мы сами разуты-раздеты. Если хочешь существовать в нынешних реалиях, кроме как побираться в бюджете, коммерческих банках и, конечно же, у жильцов, просто выхода другого нет…

Что ж, попытаемся разобраться в причинах «нищенского» существования стратегически важной службы. Первое, на что ссылаются витебчане, — старый жилищный фонд и, как следствие, огромный объем работы по приведению в порядок домов, подлежащих капремонту. Функции ЖКХ здесь просто удивительны — зачастую оно выступает одновременно в роли заказчика, генподрядчика, обслуживающей организации, потому что найти надежного исполнителя на стороне не всегда просто. Для сокращения сроков ремонта и его удешевления приходится вести работы хозспособом — с нулевой рентабельностью, задействуя при этом на «капиталке» до 50 процентов штата. А что значит сегодня отремонтировать, скажем, банальную хрущевку в пять этажей? Это недешевая проектно-сметная документация, закупка большого объема дорогостоящих стройматериалов, долговременная амортизация техники… В итоге отвлекаются большие деньги из оборота. Под некоторые затраты приходится брать кредит. Все это, бесспорно, выливается в рост себестоимости обслуживания квадратных метров. То есть ремонт идет в соседнем доме, а цена растет в твоей жировке. Из-за того, что деньги распыляются, в большинстве случаев капремонты затягиваются, а время — это тоже деньги. Кстати, из 80 нынешних объектов того же ЖРЭТ Октябрьского района с превышением сроков ремонтируются… почти все.

— В настоящее время мы загнаны в угол. График ремонтов нередко корректируется в зависимости от количества жалоб. Люди забывают о том, что если они требуют внепланово и незамедлительно начать ремонт в их доме, его нужно приостановить у других... К счастью, за последнее время нам удалось значительно сократить число «долгоремонтов». В минувшем году их было 140 (то есть каждый пятый дом в районе). Считаю, что оптимальное решение проблемы — создание в городе специального центра, своеобразного «кулака», который бы и управлял процессом ремонтов, искал подрядчиков, контролировал качество и, главное, составлял бы списки домов в строгом соответствии с полученным или планируемым 100-процентным финансированием, аккумулированным на отдельном счете.

Согласен с этим мнением и генеральный директор УКПП «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Александр Кушарев, который тоже считает, что подводных камней, а вернее всякого рода «прилипал», в нынешнем ЖКХ очень много. Захотел кто-то, скажем, вывести квартиру на первом этаже из жилфонда — жилкомхоз вынужден заказывать дорогостоящую документацию по инвентаризации и паспортизации объекта, задействовать землеустроительную службу для отвода земли. Хотя, в принципе, о каком отводе в пределах площади многоэтажного дома идет речь? Разве сможет такой «собственник» в будущем распоряжаться свои-ми 0,000-метрами, новый объект на них построить? Формальность. Но ее годовая цена — примерно миллиард рублей только для одного ЖРЭТ. А для страны в целом? Все это опять-таки «вылезает» в наших с вами жировках, а значит, нужны изменения в нормативно-правовой базе.

Еще один тормоз — оплата тепловой энергии. Граждане платят по факту потребления, а вот энергетики требуют с коммунальщиков предоплату. Для этого тоже иногда приходит-ся брать кредиты — еще 500 миллионов дополнительных расходов в год для одного ЖРЭТ…

Подчеркну еще раз: все эти многочисленные казусы неизменно отражаются на наших с вами кошельках. А значит, пришло время от них избавляться. Широкомасштабная работа по реформированию отрасли дает шанс уже в ближайшей перспективе получать качественные услуги по разумной цене.

---------------------------------------

Цифра

В прошлом году в отделе по работе с обращениями граждан и юридических лиц Витебского облисполкома было зарегистрировано свыше 850 жалоб, касающихся работы жилищно-коммунального хозяйства области (без учета прямых телефонных и горячих линий). С начала нынешнего получено уже около 130 обращений. Свыше 100 серьезных жалоб приняли также в 2013 году к рассмотрению специалисты КГК Витебской области.

---------------------------------------

Комментарий

Василий МАКСИМОВ, председатель КГК Витебской области:

— В систему ЖКХ области входят свыше 70 предприятий — это 25 тысяч работающих. Уже на первоначальном этапе комиссией были выявлены неэффективный контроль качества работ, ничем не обоснованная многопрофильность предприятий. Отвлекая деньги от первоочередных нужд и модернизации базы, они содержат на балансе бани, гостиницы, комбинаты бытового и ритуального обслуживания, другие низкорентабельные объекты. И, конечно же, требуется оптимизировать число предприятий, пересмотреть штаты по всем направлениям деятельности и нормы обслуживания. В ближайшее время рабочей группой будет детально проверена работа еще четырех ЖКХ области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter