Неприватный интерес

В Беларуси начинается очередной этап массовой приватизации Обвальной приватизации Беларусь в свое время избежала. Приватизационный пик в стране пришелся на 90-е годы прошлого столетия, когда было реформировано более 65 процентов государственной собственности от общего числа предприятий, прошедших процедуру акционирования. По состоянию на 1 января 1999 года в стране было разгосударствлено и приватизировано 3110 объектов. Потом темпы замедлились. На начало 2008 года количество реформированных предприятий составило 4131, или 41 процент от общего числа госпредприятий.

То есть из всех стран постсоветского пространства Беларусь оставалась единственной, где в структуре народного хозяйства превалировала государственная собственность. Особенно неохотно государство расставалось с крупными предприятиями, которые составляют основу его экономики. Сейчас же, если судить по принятому правительством перечню, оно готово акционировать даже те из них, которые раньше никогда бы не отдало в «чужие руки». Это, в частности,  БелАЗ, МАЗ, Новополоцкое и Гомельское предприятия по транспорту нефти «Дружба», Минский моторный завод и другие, до сих пор входившие в перечень предприятий республиканской собственности, которые не подлежат разгосударствлению и  приватизации.
В целом же согласно плану приватизации на 2008–2010 годы, утвержденному правительством,  за предстоящие два с половиной года предлагается акционировать 519 предприятий республиканской собственности. Во втором перечне – еще 147 открытых акционерных обществ, пакеты акций которых будут продаваться в соответствии со специальным  декретом Президента страны. Сейчас ведется работа по оценке этих предприятий.
Почему же в деле разгосударствления собственности сегодня происходит столь резкий поворот? По словам заместителя директора Фонда государственного имущества Госкомимущества Владимира Ковалевского, объявленная в стране массовая приватизация вызвана необходимостью оживления экономики предприятий за счет внешних ресурсов. Однако подход к сделкам с госсобственностью в Беларуси все равно останется взвешенным.
– Приватизация каждого конкретного предприятия будет осуществляться по принципу индивидуального подхода, – говорит Владимир Ковалевский. – Многое будет зависеть от того, насколько значимо для республики данное предприятие и какова заинтересованность в нем инвесторов.
Безусловно, крупному субъекту хозяйствования нужны крупные инвесторы, а не мелкие акционеры, которые малочисленны, разрозненны, а главное, не обладают серьезным финансовым потенциалом, чтобы  провести модернизацию производства. Не случайно руководство, например, Минского автозавода заявляет, что акционирование предприятия возможно только в случае прихода стратегического инвестора. К заводу уже есть определенный интерес со стороны российских деловых кругов, в частности КамАЗа и группы ГАЗ.
Но в любом случае решение, какая часть завода после акционирования может быть передана иностранным инвесторам, будет приниматься на уровне руководства государства, исходя из  экономической целесообразности.  Напомним: несколько лет назад один из крупнейших российских бизнесменов Олег Дерипаска предлагал купить завод, но предложил явно смешную цену. Естественно, государство отказалось от такого варианта.
Схожая ситуация и с Белорусским металлургическим заводом, на который тоже положили глаз российские металлургические олигархи. Однако, как заявил генеральный директор БМЗ Николай Андриянов, вопрос может быть решен только путем создания совместного предприятия. По словам Николая Андриянова, заводу необходимо найти такого партнера, который имел бы не только деньги, но и сырьевую базу. Как и в случае с МАЗом, решение о выборе партнера по проекту будет принимать правительство.
Стратегический инвестор может стать акционером предприятия разными путями. Например, приобрести пакет акций на аукционе либо по конкурсу. Аукцион – простая продажа, конкурс – продажа с определенными условиями (социальные гарантии трудовым коллективам, содержание социальной сферы, сохранение либо увеличение численности рабочих мест, сохранение профиля предприятия на определенный период и т.д.). Но можно и не приобретать принадлежащий государству пакет акций, а прийти в акционерное общество с инвестициями в виде оборудования либо денежных средств.  И на сумму этих инвестиций будет выпущен дополнительный пакет акций, который получит данный инвестор. Становясь, таким образом, акционером того или иного акционерного общества, инвестор заинтересован в развитии предприятия.
С каждым конкретным инвестором будут определяться индивидуально. Возможно, на первоначальном этапе инвесторам будут предложены пакеты акций до 25 процентов от уставного фонда, поскольку они уже дают реальную власть в созданном обществе. В то же время на определенный период можно сохранить влияние государства, то есть 75 процентов плюс одну акцию оставить, чтобы быть уверенными в добросовестных намерениях инвестора работать на белорусскую экономику.
И все же у  некоторых директоров заводов есть опасения, что иностранный капитал придет и скупит все на корню. И не только у них. На недавней пресс-конференции, посвященной инновационному развитию Беларуси,  журналистка одного из российских изданий предостерегла руководство Беларуси от повторения ошибок, допущенных при приватизации госсобственности в России. Дескать, вместе с этим процессом может произойти развал социальной сферы предприятий, увеличится коррупция, начнется рейдерство или война за передел собственности. 
Как подчеркнул председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович, все вопросы, касающиеся приватизации, основательно продумываются. Отклонение инвесторов от принятых обязательств чревато тем, что, как образно выразился Михаил Мясникович, «свадьба расстраивается». А первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко напомнил о трех основных принципах, которыми руководствуется белорусская сторона при работе с потенциальными инвесторами.
Во-первых, инвестор должен иметь финансовые средства не только на приобретение акций, но и для развития предприятий. Во-вторых, у потенциального партнера должна быть сырьевая база для обеспечения загрузки предприятия. В-третьих, инвестор обязан иметь освоенные рынки сбыта продукции. «Таким образом, при соблюдении этих трех условий – финансы, ресурсы, сбыт – мы готовы приветствовать инвесторов и подписывать с ними соглашения», – заявил Владимир Семашко.
В качестве примера он сообщил, что сейчас ведутся переговоры с российскими компаниями «Роснефть» и «Лукойл» по проектам на ОАО «Нафтан» и ОАО «Полимир». «Лукойл» представит технико-экономическое обоснование в августе, «Роснефть» – в октябре текущего года. «Необходимо оценить, выгодно или нет и на каких условиях может состояться такое сотрудничество», – сказал первый вице-премьер.
Напомним, что в  Беларуси продолжает действовать и чековая приватизация, когда владельцы чеков «Имущество», которыми их когда-то наделило государство, могут обменять их на акции акционерных обществ. Любопытно, что ежегодно гражданами используется лишь от 500 тысяч до 1 миллиона чеков «Имущество». В прошлом году, например, на акции обменено всего около 890 тысяч чеков. Сейчас же предлагается приобрести сразу 38,6 миллиона акций 324 открытых акционерных обществ. Но если народ будет обменивать свои чеки «Имущество» на имеющиеся в наличии акции прежними темпами, этот процесс растянется на десятки лет.
Так почему же миллионы чеков «Имущество» до сих пор  не использованы их владельцами по назначению? У каждого человека свои причины на это, но главная одна – большинство белорусских ОАО начисляет своим акционерам очень скромные дивиденды, а некоторые и вовсе не делают этого. Поэтому многие люди все еще выжидают возможности обменять выделенные государством чеки на ценные бумаги, которые станут ликвидными. Власти уверяют, что такая возможность у них появится уже в следующем году.  Вопрос лишь в том,  акции каких именно субъектов хозяйствования граждане смогут приобрести? Говорят, скоро этот список будет опубликован.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter