Неприкаянные строения

В последнее время «Р» посвятила немало публикаций проблеме вовлечения в хозяйственный оборот не используемых до сих пор объектов

В последнее время «Р» посвятила немало публикаций проблеме вовлечения в хозяйственный оборот не используемых до сих пор объектов. Мы рассказывали об усилиях в этом направлении хозяйственных судов, Комитета государственного контроля. Серьезно занимаются решением этой непростой проблемы и органы прокуратуры.

Как известно, в стране в последнее время с целью совершенствования законодательства в сфере имущественных отношений, направленного на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, принят ряд нормативных актов. В соответствии с ними разработаны и утверждены графики вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества. В течение 2008—2010 годов в хозоборот должны быть вовлечены более 3,3 тысячи неиспользуемых объектов республиканской и более 8,3 тысячи объектов коммунальной собственности.

Как же решается данная задача? Увы, пока не лучшим образом. В ходе проверок, которые провели прокуратуры областей и г. Минска, выявлены многочисленные факты неисполнения законодательства о вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, неэффективного управления объектами недвижимости, их сохранности и безопасности для окружающих. Органы исполнительной власти не всегда принимают исчерпывающие меры, направленные на оперативное вовлечение неиспользуемых зданий и сооружений в хозяйственный оборот.

Отсюда и весьма скромные результаты в этом деле государственной важности. На начало нынешнего квартала из 2468 объектов республиканской собственности, запланированных к вовлечению в хозяйственный оборот в этом году, прошли данную процедуру только 765 неиспользуемых объектов. Это всего лишь 39 процентов к общему количеству таких строений. Из 5995 объектов коммунальной собственности вовлечено в хозяйственный оборот 3740, что составляет 64,4 процента.

Страна пошла на решительные шаги, чтобы развязать десятилетиями завязывавшиеся узлы. Так, местным исполнительным органам предоставлено право реализовывать такие объекты с установлением начальной цены продажи в одну базовую величину. Но вот в Осиповичском, Кличевском и Дрибинском районах Могилевской области ни один из запланированных к продаже объектов не был подготовлен и не выставлялся на торги. Даже с установлением цены продажи всего в одну базовую величину.

Многие местные органы исполнительной власти не осуществляют жесткого контроля за выполнением условий продажи объектов недвижимости коммунальной собственности, не принимают мер по расторжению договоров и взысканию штрафных санкций. Это приводит к затягиванию реализации социально значимых проектов, разрушению возведенных объектов-долгостроев.

Во всех областях прокурорами выявлены факты непринятия местными органами власти и балансодержателями мер по обеспечению безопасности людей, находящихся в непосредственной близости с аварийными зданиями и объектами незавершенного строительства. Так, в Рогачеве в результате падений с семиэтажного недостроенного и неохраняемого склада для комбикормов, принадлежащего РСУП «СГЦ «Заречье», за неполный год погибли два человека, один несовершеннолетний получил тяжелые увечья. Свободный доступ в полуразрушенные помещения, помимо несчастных случаев и травматизма, является причиной совершения на их территории преступлений.

И не только. Анализ выявленных нарушений законодательства в сфере имущественных отношений свидетельствует, что при вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества особую актуальность приобретают вопросы предотвращения коррупционных правонарушений, недопущения возможного причинения ущерба государству вследствие занижения стоимости отчуждаемого имущества, неперечисления либо несвоевременного перечисления денежных средств за проданный объект.

В связи с этим Генеральная прокуратура полагает, что правительством, республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами власти должны быть приняты дополнительные меры по совершенствованию  системы контроля за использованием переданных в собственность и пользование субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности зданий, сооружений и имущественных комплексов.

Прокурорам необходимо, считает коллегия Генеральной прокуратуры, сосредоточить особое внимание на соблюдении требований законодательства в сфере  вовлечения неиспользуемых объектов государственной собственности в хозяйственный оборот. Принять комплекс мер, направленных на усиление надзора за деятельностью исполнительных и распорядительных органов в данной сфере.

Не вызывает сомнений и то, что успеху в деле государственной важности будет способствовать принципиальное реагирование прокуроров на каждый выявленный факт нераспорядительности и неконструктивной позиции должностных лиц органов государственной власти и управления. А таких фактов, когда чиновники не принимают действенных и своевременных мер  по недопущению бесхозяйственного отношения к государственному имуществу, предостаточно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter