До определенного момента свиток Торы в Израиле читали три года. А в некоторых общинах диаспоры — год. Лишь после XII века утвердился обычай чтения последних строк завершающей главы Торы и начала Берешит в один день. В книге XVI века «Шульхан Арух» (раздел Орех Хаим 669) упоминается причина этого обычая: «Не дать возможности сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения свитка Торы и не желают начать чтение снова». Безусловно, это не единственная причина. Речь идет о почитании Торы, желании сделать изучение этой книги безостановочным процессом.
В день Симхат Тора разрешено выходить к свитку Торы и тем, кто еще не достиг еврейского совершеннолетия (13 лет у мальчиков и 12 — у девочек). Таким образом демонстрируется желание всего народа, включая маленьких детей, читать и изучать свиток Торы.
Обычай невесты Берешит (в некоторых общинах невесты Торы) — традиция уже второй половины ХХ века. Однако есть упоминание приглашения к свитку женщин в XVIII веке. Обычай невесты книги Берешит характерен скорее для прогрессивных еврейских общин.
Кстати, десять веков назад не существовало такого термина, как «жених Берешит». Человека, который читал с первой главы Торы, называли Матхиль («начинающий»). То есть «женихи», «невесты», дети у свитка Торы появились не сразу. Это формировалось столетиями. В XIV веке возник новый обычай, который сегодня кажется глубокой историей, — вызывать к месту хранения свитков Торы и впоследствии на обходы со свитками Торы детей.
Перечитывать книгу и радоваться этому всей семьей непросто, еще сложнее сделать из этого праздник. Многие знания мы получаем из книг с многовековой историей. Новые идеи рождаются порой тогда, когда мы перечитываем дорогие нам тексты, а мечты начинают сбываться в момент, когда нашей верой мы укрепляем полученные знания и ищем новое. Все это происходит не только во время активного образовательного процесса в школе, но и в семье.
В середине сентября моя дочь Амелия Абигаль прошла церемонию еврейского совершеннолетия Бар-мицва. Нужно было не только прочитать из свитка Торы, но и сказать речь «взрослого человека». Это третья церемония в нашей семье, но младший ребенок для нас с супругой все равно остается младшим. Правда, мы уже видим человека, готового нести ответственность за знания и заповеди, используя мудрость, а также семейное и школьное воспитание. Так пусть Всевышний дарует каждой семьей радость за детей, за их знания и достижения.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.