Непредсказуемый сюжет

Что нам покажет «Лiстапад»?

Что нам покажет «Лiстапад»?


В минских кинотеатрах — ажиотаж. Особенно возле «Октября» и «Центрального», где люди дежурят часами, хотя XV Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» фактически начнется только завтра. Но завтра или послезавтра шанса увидеть самый интригующий фильм конкурсной программы может и не быть — на всех желающих приобщиться к современному кинопроцессу билетов точно не хватит. Ведь минские киноманы определились с интереснейшими событиями «Лiстапада» еще месяц назад, когда имена гостей и названия фильмов — участников будущего кинофэста перестали быть тайной. Хотя в нынешнем году сделать выбор из всего того, что предлагает наш «Лiстапад», сложно как никогда. Наверняка не мне одной в идеале хотелось бы успеть везде: и на презентацию белорусско–российского телепроекта «Снайпер» с Дмитрием Певцовым «в прямом эфире», и на творческую встречу с Александром Сокуровым, и на первый в Беларуси анимационный перфоманс с показом мультфильмов — призеров главных фестивалей мира... А как заманчиво попасть на мастер–классы Станислава Говорухина или Леонида Мозгового! И, конечно же, увидеть все без исключения конкурсные фильмы, большинство которых потрясло Канны, Венецию, Москву, Токио, Нью–Йорк, получило высочайшую оценку не только у членов жюри престижных кинофестивалей, но (что всегда интереснее) у киноманов не одного десятка стран. Теперь — уже по традиции — свой окончательный вердикт вынесет минский зритель.


Итак, что нам покажет «Лiстапад»?


Не ждали...


Что касается зрительской реакции, пожалуй, самый непредсказуемый участник минского кинофорума — фильм мексиканского режиссера Карлоса Рейгадаса «Безмолвный свет». Любимец Каннского кинофестиваля, Рейгадас по–прежнему не боится выглядеть несовременным и все так же избегает участия в своих картинах профессиональных актеров, что для простого зрителя, воспитанного на голливудских стандартах, почти невыносимо. Сам режиссер, кстати, не скрывает, что свое вдохновение черпает в картинах Тарковского и Сокурова. И если преодолеть первую реакцию, дальше его фильмы действуют просто гипнотически... «Безмолвный свет» он снимал в общине меннонитов, где по сюжету главный герой, образцовый муж и многодетный отец, влюбляется в хозяйку кафе, несмотря на религиозные запреты... Тем не менее вряд ли кому–то из зрителей удастся предугадать неожиданную развязку этого нестандартного любовного треугольника — недаром в Каннах «Безмолвный свет» был отмечен специальным призом жюри.


«Дзифт» болгарского режиссера Явора Гырдева, взорвавшего конкурс XXX Московского кинофестиваля своим «черным» юмором, также можно отнести к числу фильмов, которые не ждали. Фактура этой картины и есть, собственного говоря, дзифт. Значение этого экзотического слова зрителю дальновидно сообщают в самом начале. На местном сленге дзифт — это вся грязь нашего мира... Мы мало что знаем о болгарском кинематографе, однако лишь факт того, что «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру на последнем московском кинофоруме получил Явор Гырдев, позволяет судить, что его состояние отнюдь не плачевно.


Полнометражный дебют молодой немки Эмили Атеф «Другой во мне» признали лучшим фильмом на кинофестивале европейских картин в Брюсселе. Хотя его сюжет — о женщине, ненавидящей своего новорожденного младенца, — вполне способен шокировать. Но зрительская жертва будет оправданна, ведь это именно такое кино, которое способно сделать нас мудрее и терпимее...


С нежностью к музыкантам и старикам


Еще один весьма любопытный фильм из конкурсного списка — картина Бента Хамера «О’Хортен», закрепившая за ним звание лучшего норвежского режиссера как в Осло, так и в Каннах. Прославившийся своими «Кухонными байками», этакой помесью Аки Каурисмяки с Монти Пайтоном, Хамер остался верен себе и снял еще одну классическую скандинавскую комедию, полную меланхолии и абсурда. Пожилой железнодорожник Одд Хортен уходит на пенсию, и вдруг вокруг него начинает твориться черт знает что: то ему приходится провести ночь под кроватью маленького мальчика, то случайный знакомый предлагает старику прокатиться по Осло на машине с закрытыми глазами, то вдруг в ночи Хортен идет прыгать на лыжах с трамплина... Но поразительнее всего то, что при всей своей абсурдности «О’Хортен» — абсолютно реалистичный фильм!


Не так давно режиссер израильской картины «Визит оркестра» Эран Колирин был назван Европейской киноакадемией открытием года, а Сасон Габай, сыгравший главную роль, — лучшим актером года. В Каннах этот фильм, повествующий о музыкантах полицейского оркестра из Александрии, заблудившихся в пустыне во время путешествия в Израиль, завоевал сразу три награды, в том числе — приз зрительских симпатий, а на кинофестивале в Токио его вообще признали лучшей картиной десятилетия... Как видите, аргументов смотреть «Визит оркестра» более чем достаточно.


Азиатский стиль


Безусловно, заслуживает внимания и первая армяно–голливудская картина Вигена Чалдраняна «Жрица». Хотя бы потому, что после премьеры этого поэтического фильма о запретной страсти языческой жрицы в 310 году немало голливудских актрис призналось, что о такой роли можно мечтать всю жизнь. Однако Чалдранян отдал ее своей соотечественнице Рузан Вит Месропян...


По–азиатски визуальна режиссура Эрнеста Абдыжапарова, создавшего лирическую комедию о любви городской девушки к пастуху из аула. Несмотря на отсутствие фестивальных наград, зрители Азербайджана и Кыргызстана уже называют «Светлую прохладу» Абдыжапарова своим любимым фильмом. К слову, здесь также снимались непрофессиональные актеры, выглядящие порой гораздо естественнее большинства звезд в современных российских сериалах.


Мечты о другой жизни


Еще один лауреат Каннов — румынская трагикомедия Кристиана Немецку «Мечты о Калифорнии» о событиях 1999 года (когда Румыния открыла «зеленый коридор» для войск НАТО) с разудалой «цыганщиной» в стиле Кустурицы наверняка найдет горячих поклонников и в Минске. К сожалению, режиссер не дожил до своего триумфа — накануне Каннского кинофестиваля погиб в автокатастрофе...


Весьма любопытен и проект знаменитого голландского фотографа Антона Корбайна, десятилетиями запечатлевавшего изнанку западного шоу–бизнеса и переквалифицировавшегося наконец в кинорежиссеры. Его дебютный фильм «Контроль» о лидере группы Joy Division Иене Кертисе, покончившем с собой в 1980 году, был признан лучшим на Эдинбургском фестивале и стал лауреатом в Каннах. А слухов вокруг одного из самых культовых музыкантов современности после этого «киноисследования» стало гораздо меньше...


Романтическая бельгийская комедия «Москва, Бельгия» Кристофа Ван Ромпая о неожиданной любви одинокой матери троих детей «слегка за 40» к юному водителю грузовика также получила убедительное зрительское признание у себя на родине. Как и лиричная картина четырех латышских режиссеров Анны Видулея, Гатиса Шмитса, Яниса Калейса и Яниса Путнинса «Фогельфрай», где они попытались отразить наиболее типичные события на различных этапах жизни одинокого человека — детства, юношества, зрелости, старости...


Только самое любимое!


«Пассажирке» Станислава Говорухина успех вообще можно прочить заранее — этого российского режиссера наша публика любит давно, верно, да и сюжет его костюмной мелодрамы о взбалмошной вдове, внесшей смуту в суровый уклад жизни команды клипера «Смелый», — отличный способ отвлечься от трудовых будней.


В картине эстонского режиссера Арво Ихо «Кружовник» — знакомые все лица: Дмитрий Певцов, Сергей Гармаш, Ульяна Лаптева... И сюжет интригующий — о неожиданной любви, вспыхнувшей на 101–м километре, куда накануне московской Олимпиады–80 выслали все «асоциальные элементы». А история о нелегких буднях учительницы английского языка в бандитском городке Лонг–Бич в малобюджетном проекте Ричарда ЛаГравенса «Писатели свободы» уже сделала почти рекордные сборы в американском прокате. И комедия «Стеклотара» Яна Сверака об учителе–пенсионере, устроившемся на работу в пункт приема стеклотары, еще год назад стала любимым фильмом чешской публики. В конкурсе «Лiстапада» участвуют также любимые фильмы польских («Заповедник» Лукаша Палковского), японских («Асил–парк и отель любви» Кумасаки Идзуру), сербских («BELLE EPOQUE, или Последний вальс в Сараево» Николы Стояновича) зрителей. Фильмы стильные, трогательные, мудрые, непредсказуемые.


И пусть Роман Балаян называет свою новую картину «Райские птицы» старомодным кино, именно такие — неторопливые, традиционные фильмы с глубоким философским подтекстом — также всегда становились фаворитами нашего «Лiстапада». Вдобавок в главной роли у Балаяна снова снялся его любимый актер Олег Янковский...


P.S. Конкурсный показ пройдет в кинотеатрах «Центральный» (фильмы «Дзифт», «Визит оркестра», «Асил-парк и отель любви», «Писатели свободы») и «Октябрь» (все остальные).

 

Интервью с бессменным директором "Лістапада" Валентиной Степановой

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter