В Минске за год планируется привести в божеский вид более 3 тысяч парадных

Непраздный разговор у парадного подъезда

Теперь многие жильцы многоэтажных домов с опаской изучают жировки: как бы за ремонт в подъезде не насчитали. Почему некоторые работники ЖКХ сами не рады переменам?
Теперь многие жильцы многоэтажных домов с опаской изучают жировки: как бы за ремонт в подъезде не насчитали. Теперь ведь как? Все расходы ложатся на плечи жильцов. Но готовы ли они расставаться со своими кровными ради красоты в подъездах? В какую копеечку влетает такой ремонт и почему некоторые работники ЖКХ сами не рады переменам?


Красота в подъездах теперь отражается на кошельках жильцов.


Только в Минске в этом году планируется привести в божеский вид более 3 тысяч парадных. Но готовы ли к этому жильцы?

Елена Свирид показывает, как уже изменился их подъезд: «Для этого вместе с соседкой мы обошли более ста квартир, но соглашались не все». В ее доме по улице Платонова, 21 ремонт на начальной стадии – пока заменили только почтовые ящики. Но некоторые жильцы уже возмущаются, что жировка «потяжелела» аж на 60 тысяч. Таких энтузиастов, как Елена Свирид, готовых платить за уют в местах общего пользования, можно пересчитать по пальцам. Но и людей можно понять. Игорь Герасимович показывает в квитанции возмутившую его графу: «У меня соседу восемьдесят с хвостиком, для него каждый рубль на счету, как ему быть?» Или как быть квартиранту, который снимает здесь комнату и исправно платит коммуналку? Зачем ему лишние траты, когда сегодня-завтра хозяин попросит паковать чемоданы? 

Но давайте ближе к кошельку. Ремонт подъезда в типовой пятиэтажке обходится в 12—13 миллионов рублей. И это при минимальной стоимости работ. В среднем же за ремонт насчитывают по 1,5—2 миллиона рублей с каждой квартиры. Заплатить такую сумму сходу, согласитесь, сложно даже человеку с нормальной зарплатой. А ведь по всем правилам эксплуатирующая организация  не имеет полномочий давать рассрочку. «Мы же не банк», — оправдываются ЖЭСы. Хотя на практике жильцам все-таки идут навстречу, разрешая распределить платежи на несколько месяцев. Но и в этой поблажке есть подводные камни. В некоторых организациях действительно дают рассрочку, но работникам нужно платить зарплату здесь и сейчас. Вот и получается: марафет в подъезде навели, а деньги от жильцов получат только через квартал.

Что говорить, перемены для многих минских ЖРЭО обернулись головной болью. Ведь даже если часть жильцов отказывается от ремонта, наведение порядка в подъезде никто не отменит. Более того, они заплатят за ремонт, как и все остальные.

«Почему я должен скидываться на то, чего не заказывал? — задает вполне резонный вопрос Анатолий Гринько. – Я могу спокойно обратиться в суд и однозначно выиграю дело». В подъезде, в котором живет Анатолий, в этом году планируют навести лоск, но он этой перспективе не рад.

— Недовольных действительно много, — не скрывает заместитель директора ЖРЭО Заводского района по производству Юрий Гур. – Предлагаю простой вариант: ввести в квитанцию об оплате за жилищно-коммунальные услуги отдельный платеж – ежемесячные отчисления на ремонт подъездов по  определенному тарифу. Людям было бы не так накладно, и мы бы могли содержать подъезды в порядке.


Елена СВИРИД: «Обошла больше сотни квартир, чтобы соседи согласились
заменить почтовые ящики».


Кстати, недавно первый заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Кухарев однозначно высказался по проблеме – и поручил удешевить ремонт подъездов. Но коммунальщики волнуются: как снизить себестоимость и при этом не навредить качеству? Ведь, по сути, вся процедура ремонта расписана по пунктам. Грубо говоря, не положишь еще один слой краски – выполнишь работу уже не в полном объеме. А ведь жильцы теперь готовы у специалистов чуть ли не над душой стоять. Не хочется заплатить приличные деньги, а через месяц любоваться на шелушащиеся стены.

 «На моем этаже ремонт сделали, а дыры в стене как зияли, так и зияют, — возмущается Ирина, жительница дома по ул. Брестская, 70, корп.1. – За что деньги плачу?»

Минусы, конечно, есть, не без этого. Но есть и существенные плюсы, замечает  Дмитрий Войтеховский, главный инженер ГП ЖЭУ № 10 Октябрьского района: «Когда люди вкладывают свои средства в благоустройство подъезда, они начинают аккуратнее к нему относиться». Здесь становится на порядок меньше плевков, бычков, граффити и прочих неприятных реалий совместного проживания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий КУКАШУК, заместитель генерального директора по эксплуатации жилищного фонда и производственным вопросам Минского городского жилищного хозяйства:

— Инициатором проведения планового ремонта подъезда обычно выступает эксплуатирующая организация. Вместе с тем, по инициативе жителей подъезда тоже можно провести внеплановый ремонт.  Замечу, что всех жильцов  в любом случае оповестят о ремонтных работах минимум за месяц до начала. Детально оговариваются сроки, виды работ, их ориентировочная стоимость. А не позднее, чем за 10 дней, проводится собрание с жителями подъезда, где обсуждаются все актуальные вопросы — цветовое решение, перечень материалов, заключаются договоры. Важно, что плата за текущий ремонт подъезда выставляется всем, в том числе и отказавшимся от заключения договора. Текущий ремонт – основная жилищно-коммунальная услуга.  Поэтому правовых оснований для предоставления рассрочки нет.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter