Пережившая блокаду: Валентина Тишурова – о городе детства, мужестве и несгибаемой воле

Непокоренные ленинградцы

За семь с лишним десятилетий о Великой Отечественной сказано многое. Но есть немало личных историй, знакомясь с которыми, понимаешь: далеко не вся горечь тех тяжелых лет выплеснута наружу. А многие страницы и сегодня можно дополнить новыми эпизодами, боль от которых не смогло вылечить даже время. Для Валентины Тишуровой из деревни Радча Круглянского района это ужасы блокады, украденное войной детство и потеря родных. Впрочем, хватало в ее жизни и светлых сюжетов, один из которых — тур вальса в родном Ленинграде с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Накануне Дня снятия блокады Ленинграда Валентина Ивановна поделилась воспоминаниями с корреспондентом «Рэспублікі».

Норма для «иждивенцев» — 125 граммов

Гостей Валентина Ивановна встречает пирогами, горячим чаем и яблоками из собственного сада. Радостная суета не оставляет равнодушной и Фимочку: любопытная кошка подбирается поближе к столу, а потом и к подоконнику. Сегодня именно она помогает хозяйке коротать зимние вечера — муж Владимир Павлович уже ушел из жизни.

Вместе с мужем (слева) часто ездили в Ленинград.

Ждать весну помогает и вязание: красочные половички и салфетки, сотканные крючком из пестрых лоскутов ткани, лежат на полу, на сиденьях стульев, диване. А вот фотоальбом пенсионерка открывает нечасто. Карточек здесь немного, а детских нет и вовсе — как, впрочем, не было и самого детства, которое унесла война. Но некоторые фрагменты из далекого прошлого сохранила память. Правда, кадры эти далеко не самые радужные. 


— Я родом из Ленинграда. Наша семья жила на 11-й Красноармейской улице — аккурат напротив Таврического сада. К началу войны мне было три года. Саму блокаду помню смутно, но вот ощущение голода — да. Помню, как в сорок втором в чем-то белом уносили умершего отца — как работник молокозавода он имел бронь, но умер от недоедания. Нормы хлеба ведь были совсем скудные: работающие получали 250 граммов на душу, а детям полагалось и того меньше — 125. 

Старшего брата, 16-летнего Володю, война застала у родственников в Ставрополье. И когда мама Елена Ивановна отправлялась на оборонные работы, маленькая дочка оставалась дома одна. «Закутывала меня во все что можно — здания-то ведь не отапливались». 

Под «Сказки Венского леса»

А в сорок третьем мамы не стало. В последний раз Валентина Ивановна видела ее у Финского залива, откуда с детсадовской группой отправлялась на катере на «большую землю». 

— По щекам измученных женщин катились слезы. На их глазах немецкий снаряд ударил в другое судно с детьми, и они молились, чтобы их сыновья и дочери добрались до спасительного берега. Нам повезло: советские зенитчицы сумели отбить у врага наше судно, — поделилась пенсионерка. 

Затем была перевалочная база в деревне Морозовка на Алтае, детский дом в поселке Толмачево под Новосибирском, где девочка оказалась уже после войны. Письма от брата, обещавшего забрать сестренку, и — похоронка на него. Мстить врагу на фронт подросток отправился, не дождавшись совершеннолетия. И погиб в 18 лет в Польше, не дожив до желанной Победы всего несколько недель. 

Забрали Валю родственники из Тамбовской области. А когда девушка получила аттестат об окончании семи классов, поехала поступать в Ленинградский строительный техникум. Остановилась у тети. Жили, понятное дело, небогато. И когда двоюродная сестра разрешила надеть свое выходное платье на танцы, радости не было предела. 

— Наряд шили в ателье № 1 на Невском, где одевались жены генералов. Его еще называли «Смерть мужьям», потому что цены там были запредельные: один наряд стоил больше, чем зарплата инженера или рабочего за месяц! Тетя дала денег на новые туфли, и мы с подружками отправились в Воронцовский дворец, где в пятидесятые проходили элитные вечера. И на лестнице мы столкнулись с индийской делегацией. Смотрю: люди в тюрбанах о чем-то переговариваются, а переводчица мне вдруг сообщает, что глава делегации господин Джавахарлал Неру приглашает меня на тур вальса. От себя же добавила: «И не смейте отказываться!»



С восточным гостем Валентина танцевала под звуки «Сказок Венского леса». «Прошли один круг, партнер поцеловал мне руку и через переводчика сказал: какая прекрасная девушка!» — поделилась Тишурова.

Мужа друзья сосватали

С дипломом строителя Валентина рванула на комсомольскую стройку в Красноярский край. Работала в Норильске, на енисейских судах во время навигации. А на Круглянщину попала благодаря своей лучшей подруге Людмиле Вишневской: 

— Она утверждала: люди здесь душевные, природа особенная. Позже убедилась в этом сама. 

В Круглом во второй раз встретила и свою судьбу: с агрономом по профессии и художником по призванию Владимиром познакомили друзья. «Я об этом ничего не знала, — с улыбкой вспоминает пенсионерка. — А когда вопрос встал ребром, отказываться от встречи было неудобно. Друзья сами и стол накрыли, и наряды подобрать помогли: хозяйка квартиры, где комнату снимала, куда-то ушла и ключ унесла. Решила: потом все скажу человеку начистоту, не буду его прилюдно отказом смущать». Но позже оказалось, что эти двое и правда настоящая пара. 

— За все 32 года совместной жизни ни разу даже не поругались, — утверждает хозяйка. — Все делали сообща: и огород сажали, и хозяйство досматривали.

В город детства жены тоже всегда отправлялись вместе. «Хотя по времени прожита там маленькая часть жизни, след в душе он оставил огромный, — не скрывает Валентина Ивановна. — Но и Беларусь для меня — родная». Главных праздников, добавила, тоже два. День Победы и День снятия блокады Ленинграда. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мария Ягодницына, председатель правления общественного объединения «Белорусский союз блокадников Ленинграда»:


— Сегодня в Беларуси, согласно последним данным, жителей и защитников блокадного Ленинграда — более четырехсот, из них примерно десятая часть — участники обороны. К сожалению, с каждым годом нас становится все меньше. Двадцать лет назад с участием нашей организации была издана книга «И этой недетской печали нам хватит на тысячи лет». Из тридцати ее авторов в живых остались только семеро. Но пока мы живы, будем рассказывать о всех ужасах, которые пережили ленинградцы во время блокады. О том, как своими мужеством, трудовыми и военными подвигами приближали освобождение города и Победу в целом. 

В честь 75-летия ленинградского Дня Победы блокадникам будут вручены памятные знаки и посвящен целый цикл мероприятий. В частности, в Доме Москвы в Минске состоится большой праздничный концерт, Музее истории Великой Отечественной войны — выставка и показ фильма «Хроника блокадного Ленинграда». 

Виталий Васильев, председатель Минской городской общественной организации «Защитники блокадного Ленинграда»:


— В Минске сегодня проживают 158 блокадников, которые по праву причислены к ветеранам войны. Несмотря на пережитое и солидный возраст, жизнелюбие этих людей, их верность Родине по-прежнему служат примером для молодого поколения. Мы также регулярно вспоминаем тех, кого уже нет с нами. А теперь появилось и место, где можем им поклониться: несколько лет назад мы привезли из Санкт-Петербурга капсулу с землей с Пескаревского кладбища. Хранится она в крипте Храма-памятника Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

markova@sb.by

Фото автора и из архива Валентины Тишуровой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter