Неподъемные рюкзаки

О школьных нагрузках

Встретила недавно соседского мальчишку — Мишу, ученика 4–го класса. Он шел мне навстречу, согнувшись под тяжестью рюкзака за спиной. В правой руке тащил раздувшийся пакет, в левой — матерчатую сумку.


— Миша, ты куда так нагрузился? — поинтересовалась.


— В школу, — выдохнул мальчишка.


Не поленилась, заглянула в его рюкзак и пересчитала учебники — 9 на 5 уроков. Кроме собственно учебников, две книги с текстами для дополнительного чтения, словарь и грамматический справочник. Была в рюкзаке и пачка тетрадей, и пенал с ручками и карандашами, и калькулятор. В пакете старательный ученик нес «сменку», кроссовки для физкультуры и спортивную форму. В сумке — куски фанеры и лобзик для урока труда.


— Часто ты такие тяжести таскаешь? — допытывалась я у соседа.


— Почти каждый день, — вздохнул Миша и отправился дальше. От моей помощи гордо отказался — парню 11 лет и позволить нести неподъемную сумку «тете Тане» он не смог, постеснялся...


Вечером, зайдя к Мишиной маме, я услышала жалобы не только на тяжесть ученического портфеля. Оказалось, что, к примеру, все эти выходные она помогала сыну выполнять домашнее задание по... белорусскому языку. Когда я пишу «все выходные», то имею в виду именно все — от 8 утра до 6 — 7 часов вечера. Дело не в сложности задания, в объеме. Отправляя учеников на субботу и воскресенье, преподавательница задала школьникам махом с 1–й по 14–ю страницу упражнений. В среднем на странице учебника 3 — 4 задания. Значит, примерный объем домашней работы — более 40 упражнений...


Честно говоря, на мой, хоть и дилетантский взгляд, такими нагрузками ученикам вряд ли можно привить интерес к учебе. А вот стойкое отвращение к изучаемому предмету — вполне. Повторю, это непрофессиональное суждение. Может, специалисты считают иначе?


— Что вы, объем домашних заданий должен строго контролироваться! И 40 упражнений, заданные на выходные, — это грубейшее нарушение всего, что только можно нарушить, — воскликнули в методическом центре моего родного города.


А еще рассказали, что методисты ежегодно рассылают по школам рекомендации, имеющие силу приказа, где настоятельно советуют педагогам основную учебную нагрузку давать во время урока. Оказывается, в современной модели образования разработана целая система по минимизации домашних заданий школьников. А еще существует множество путей для снижения и физических нагрузок. К примеру, веса все того же неподъемного портфеля. Его, кстати, ограничивают санитарные правила и нормы, а контроль за выполнением СанПИНов ведут зональные центры гигиены и эпидемиологии. Правда, к сожалению, взвесить каждый портфель медики не могут. Поэтому основная нагрузка по контролю ложится на плечи администрации школы и родителей.


Ну что стоит порекомендовать ученикам носить в школу один учебник на двоих, по очереди? Или — это уже зависит от администрации — предусмотреть наличие достаточного количества книг в каждом классе, хотя бы для начальной школы...


Было бы желание — учителей, родителей. И понимание того, что перегрузка ученика и отсутствие полноценного отдыха — это совсем не шутка, а прямой путь к возникновению целого букета недугов. У уставших детей снижается зрение, возникают стойкие головные боли, страдают аппетит и сон, происходят нервные срывы... Бесконечное перетаскивание тяжестей тоже здоровья не добавляет — нарушение осанки, сколиозы ведут к еще более сложным заболеваниям внутренних органов.


Да, тема школьных нагрузок ненова. Для того чтобы их сбалансировать, принято немало решений. В том числе и на государственном уровне. И я не стану утверждать, что случай с Мишкой типичный. Быть может, молодой педагог по неопытности просто перестарался. Бывает... Кто–то скажет: жизнь поправит... Только я с таким подходом не соглашусь. Уверена, продолжением школьных программ должен стать пристальный контроль за тем, как учителя придерживаются данных им рекомендаций. Или я не права?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter