Неподдельные истории

Подделки бесценных произведений искусства и кражи из крупнейших музеев мира - сюжеты, которые не перестанут вдохновлять писателей и режиссеров на создание все новых и новых книг и фильмов с криминальным, а порой и комичным сюжетом.
Подделки бесценных произведений искусства и кражи из крупнейших музеев мира - сюжеты, которые не перестанут вдохновлять писателей и режиссеров на создание все новых и новых книг и фильмов с криминальным, а порой и комичным сюжетом. Но, услышав реальные истории, связанные с околомузейным миром, понимаешь, что они оказываются еще удивительнее, чем художественный вымысел.

Николай Михайлович Пограновский (на снимке) проработал главным хранителем Национального художественного музея больше десяти лет. Немало пришлось повидать подделок - как дешевых, так и самого высокого качества. За время работы Николая Пограновского главную культурную святыню страны пытались ограбить дважды, оба раза неудачно.

О пользе своевременного обеда

- Произошло это в середине 90-х, - рассказывает Николай Михайлович. - Могилевский областной художественный музей направил к нам на экспертизу небольшую картину. Предполагалось, что она принадлежит кисти русского художника XIX века пейзажиста-мариниста Лагорио. Картину могилевские коллеги привезли нам к часу дня, поэтому решили оформить на нее документы после обеда. Вместе с несколькими другими предметами морской пейзаж оставили в служебном помещении.

Не успели музейщики отправиться на часовой перерыв, пришел молодой человек, который хотел забрать икону, сданную на экспертизу немного раньше. Ему предложили подождать до конца обеда. Но нервничающий парень рассказал сотрудницам музея душераздирающую историю, в которой фигурировали и беременная жена, и ждущее у входа в музей такси... В общем, женские сердца дрогнули, и документы стали оформлять немедля. Для этого направились в служебное помещение, то, в котором несколько минут назад временно оставили картину мариниста. Однако спешка к добру не приводит. Подозревать, что происходит что-то не то, женщина, оформлявшая документы, стала уже через несколько минут. Парень, пристально рассматривая разложенные произведения искусства, старался закрыть их от взгляда музейщицы. А вскоре в кабинет зашел еще один человек и стал перешептываться с посетителем, в общем, вели они себя подозрительно. Работница музея настояла, чтобы посторонний из кабинета вышел. Незнакомец удалился, но, как выяснилось позже, при этом прихватил морской пейзаж. На выходе из музея он показал охраннику сверток и сказал, что это икона, которую ему вернули после экспертизы. Каково же было удивление стража порядка, когда спустя несколько минут из кабинета вышел еще один молодой человек с таким же свертком.

Владельца иконы задержали, вызвали милицию. После недолгого разбирательства стало ясно, что у парня беременной жены нет, а его товарищ, унесший подозрительный сверток, - и не товарищ вовсе, а таксист. В общем, владелец иконы сам запутался в своем вранье, поэтому когда оказалось, что и икона, которую он сдавал на экспертизу, была ворованной, никто не удивился.

Уже через сутки милиционеры смогли составить истинную картину произошедшего. Оказалось, оба парня вместе отбывали срок в тюрьме. После отсидки они украли икону в одной из церквей Беларуси и решили раздобыть к ней официальные документы. А кража картины, которая предположительно принадлежала кисти Лагорио, произошла спонтанно, просто взяли то, что плохо лежит.

"Таксиста" и след простыл, а чужую картину надо было вернуть. В конце концов работники музея совместно с милиционерами придумали ловушку для вора. Пригласили журналистов нескольких изданий и дали им заведомо ложную информацию о том, что экспертиза украденной картины уже проведена, и она оказалась подделкой, не имеющей ни культурной, ни исторической ценности. Результат не заставил себя ждать. В скором времени к кассе музея подошел молодой человек и попросил передать директору завернутую в газету картину. Это была украденная работа.

- Только тогда мы смогли провести экспертизу, - вспоминает Николай Михайлович. - В результате выяснилось, что картина действительно оказалась подделкой и не представляла большой исторической ценности!

О том, как воры сигнализацию музею проверили

А самая грандиозная кража могла произойти в начале 90-х, когда в Минск приехала уникальная выставка раритетов украинского искусства, которая расположилась в Национальном художественном музее. Украинскими раритетами решили поживиться белорусские воры. Грабители ночью проникли в здание музея, связали женщину-охранника и намеревались выкрасть один из самых ценных экспонатов привезенной выставки - уникальную икону XVI века. Им бы это удалось, если бы не случайное обстоятельство... Или это было Провидение?

- Буквально за несколько месяцев до приезда "украинцев" я побывал в Санкт-Петербурге на конференции, посвященной охране музеев, - рассказывает Николай Пограновский. - Там присмотрел современную охранную систему. По приезде направил министру культуры запрос с предложением установить ее в музее. Ответ был однозначным: на новомодные игрушки у государства денег нет. На этом бы все и закончилось, но мне помогло одно давнее увлечение - я собирал материалы прессы об ограблениях музеев по всему миру. За несколько лет подшивка получилась внушительная. Просмотрев ее, министр задумался и свое мнение изменил, охранная система была установлена. Воры, сами того не зная, "опробовали" новую технику. Как оказалось, приобретение себя полностью оправдало. Только благодаря сигнализации позарившиеся на православную святыню ушли ни с чем.

О подделке, что дороже оригинала

Но больше всего запомнилась Николаю Пограновскому история с совершенно незатейливым, казалось бы, сюжетом. Однажды в музей пришел расстроенный мужчина средних лет и попросил провести экспертизу картины, которая предположительно принадлежала кисти Айвазовского. Картина была действительно похожа на работу великого мастера. Мало того, по национальности пришедший был армянином, а Айвазовский происходил из армянской семьи, так что в руках у белорусских искусствоведов действительно мог быть подлинник, доставшийся по наследству от предков.

Но после того как картину просветили на рентгене, оказалось, что под верхним слоем лежит еще один, на котором изображен натюрморт. Айвазовский был человеком обеспеченным, и резона писать на старых холстах у него не было. Да и натюрмортами он "баловался", наверное, только тогда, когда был студентом. В общем, шанс, что это оригинал, начинал стремительно уменьшаться. Для того чтобы окончательно убедится в том, что картина - подделка, требовалось провести химико-физический анализ. Для этого работу отвезли в Москву, в Третьяковскую галерею.

- Экспертиза подтвердила, что картина - все-таки искусно выполненная подделка, - вспоминает Николай Михайлович. - Причем сделана она была не в наше время, а еще при жизни великого художника. Почему картину подделали - ради денег или просто из любопытства, сейчас можно только догадываться. Но больше всего меня поразила реакция хозяина работы на эту печальную новость. Как оказалось, картина была семейной реликвией. Она передавалась от деда к отцу, от отца - к сыну. Продать ее решились только после того, как отец серьезно заболел и ему потребовалось провести дорогостоящую операцию. Узнав, что продать семейную реликвию не удастся, мужчина на удивление спокойно сказал: "Конечно, очень жаль, сейчас придется искать деньги у родственников и друзей... Но, с другой стороны, я рад, что картина останется у меня и на самом деле не важно - подлинник это или подделка. Ничто больше не заставит ее продавать. С удовольствием передам своим детям".

Справка "СБ"

История рождения Национального художественного музея примечательна уже сама по себе. 24 января 1939 года было принято постановление правительства о создании в Минске Государственной картинной галереи БССР. Основу коллекции составили произведения, собранные после гражданской войны. В начале 1941 года фонды ГКГ БССР уже насчитывали 2.711 работ. Но тут грянула Великая Отечественная война, и художественные сокровища галереи были разграблены оккупантами. Судьба вывезенной фашистами коллекции неизвестна и по сей день. Даже сказать определенно, что это были за картины, сейчас невозможно - сотрудники молодого музея попросту не успели составить каталоги произведений искусства, хранящихся в фондах, а те документы, которые составили, были методично уничтожены фашистами.Предполагают, что среди хранившихся в галерее работ были картины известных русских живописцев - Репина, Архипова, Клевера, пейзажи итальянской школы... Очевидцы, посещавшие галерею в то время, рассказывают, что в выставочном зале можно было увидеть даже Рембрандта и Рубенса.

Возрождение коллекции в послевоенный период начиналось с шести работ, чудом сохранившихся после грабежа. В 1957 году картинная галерея была переименована в Государственный художественный музей БССР. В 1993 году по решению правительства музею присвоен статус национального.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter