Неоконченные рассказы о войне

На этот раз их фронтовой госпиталь расположился совсем близко к передовой...
Часть вторая. 

Из серии «На другом берегу»

…На этот раз их фронтовой госпиталь расположился совсем близко к передовой. Всю ночь привозили раненых. Молодой хирург не сомкнул глаз. Не глядя на возраст, его здесь и сестрички, и раненые называли Иваном Васильевичем. Уже совсем рассвело, когда он вышел на крыльцо госпиталя. Потянулся, глубоко вдохнул свежий весенний воздух. Как и положено по инструкции, захватил с собой каску, но держал ее в руке, не торопясь надеть на голову. Затем приподнял ее… В это время пуля, выпущенная далеким снайпером, звякнула о железо и, отлетев в сторону, упала. Разорвалась… «Ого, — выдохнул Иван Васильевич, — разрывная. Попади такая в голову, куда и целился фашистский снайпер, беды не миновать…».

…Лейтенант вышел во двор госпиталя, чтобы помочь санитарам снять с повозки раненого бойца и отнести в операционную. В это время кто-то из пробегавших мимо солдат крикнул, что в соседней роще высадилась группа немецких десантников. Иван Васильевич и сам услышал треск автоматных очередей…

Бой разгорался. Иван Васильевич разглядел небольшую группу вражеских диверсантов. Они отступали по негустой березовой полоске леса на самом краю территории госпиталя. Пожалел, что не захватил с собой автомат. И в это время скорее почувствовал, чем увидел, как очередь полоснула по повозке. Конь Сивка, как его здесь все звали, захрипел и стал медленно валиться на бок. Только сейчас до Ивана Васильевича дошло, что Сивка волей-неволей,  спас ему жизнь. Эта очередь наверняка достала бы лейтенанта.

Еще несколько минут вражеские десантники «полосовали» территорию госпиталя, не давая хирургу вылезти из-под погибшего коня и оценить ситуацю.

…Когда еще увидишь такое чудо! Эта удивительная картина и сегодня перед глазами. На территории зоопарка в Кенигсберге идет ожесточенный бой. Кто и когда выпустил его обитателей на улицы города? Неторопливо шагал слон, нервно трусили неподалеку друг от друга тигр и лев. С криком и визгом бежали обезьяны…

Если бы мой отец, фронтовой хирург Иван Васильевич, был журналистом или писателем, возможно, именно так начал бы он свои рассказы из увиденного и пережитого на войне. Правда, уверен, что у него до этого просто бы не дошли руки. Они у него много и умело работали, спасая людей, на войне и затем, когда отгремела Великая Отечественная. Прожил он недолго. Умер в сорок четыре года от роду от неизлечимой болезни. Хорошо еще, что у меня хватило ума и детского любопытства расспрашивать его о тех фронтовых днях, когда он был жив. Вот и запомнились мне эти истории.

Самый раз было бы мне, профессиональному журналисту, довести дело до конца и доработать до «литературного ума» эти рассказы. Почему не сделал до сих пор — не знаю.

Все, что успел сделать для отца, — так это свозить двух своих дочерей в Калининград. Там в зоопарке они сами убедились, что на его территории шли ожесточенные бои. Об этом говорили специальные таблички. Мы вместе живо представили ту картинку, которую словесно поведал мне отец, Иван Васильевич. Их дедушка.

Впрочем, сделал я все же, видимо, больше. Сумел дочерям привить душевное отношение и к ветеранам войны, и вообще к людям старшего поколения. Заметил также, что, став уже мамами, обе увлекаются военной документалистикой.

Как же донести все это до уже подрастающих внуков? Задача. И главная проблема даже не в том, что им нужно многое поведать о подвиге тех, кто отстоял нашу красивую землю от фашистской нечисти. Как и их прадед. Проблема в том, что активно идет, в том числе (и особенно) в сети, информационная война с целью стереть из памяти нового поколения бесстрашие и самопожертвование тех, кто в годы Великой Отечественной обеспечил Победу над мракобесием, одолел нацистов, возомнивших себя избранной расой.

Ложные посылы и мотивы все активнее разливаются в этом плане в соседней Прибалтике, в Украине… Сегодня нам, людям старшего,  послевоенного поколения, следует не лениться, а в силу возможности более активно (а главное — умело и тонко) передать правду о Великой Отечественной новому поколению. Нам, своим родным и близким, они поверят больше, чем тем «голосистым евнухам» из интернета, что белое называют черным и призывают громить памятники бойцам-освободителям. Они, эти нелюди, всегда были на другом берегу.

70-летие Победы для этого весьма  знаменательная дата. Душевно, волнующе-красиво она будет отмечаться у нас в Беларуси. Ясно, что во всю постараются и россияне. Что значит эта Победа для потомков тех, кто ее добыл, увидят по всему миру даже те, кому она сегодня как кость в горле, или просто рядовое событие. Уверен, у многих, кто ныне увлекается воинственной риторикой спеси и пыла поубавится.

Это наш праздник!

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter