Как работает первый в Беларуси инклюзивный фитнес-зал

Неограниченные возможности

На этой неделе к людям с ограниченными возможностями — особое внимание. 3 декабря мы вместе со всем миром отметили Международный день инвалидов. Приуроченные к нему мероприятия и форумы идут один за другим. Ведь в нашей стране, по словам заместителя Премьер–министра Игоря Петришенко, около 570 тысяч людей имеют инвалидность, а значит, нуждаются в поддержке общества. Создание инклюзивной среды, комфортной для каждого, — одна из первостепенных задач. Пример для подражания — единственный в стране инклюзивный фитнес–центр «ЭКОфитнес», где наряду с обычными клиентами на постоянной основе занимаются более 20 минчан, чьи возможности ограничены.



...Рядом с накачанным спортсменом бодро разминаются две пенсионерки. На тренажере работает беременная девушка, а на соседних — девочка с синдромом Дауна и незрячая семейная пара. Этот совершенно обычный тренажерный зал тем и уникален, что в нем каждый день собираются настолько разные посетители.

— Все тренажеры специальные, работают на гидравлике, — рассказывает директор фитнес–центра Алексей Курт–Назаров. — Они подходят для всех возрастов и любого уровня нагрузки: и для профессиональных спортсменов, и для пожилых, и для людей с ограниченными возможностями.

У тренажеров очень плавный ход, 10 степеней нагрузки, которые можно регулировать в зависимости от своей физической формы. А главное — на них практически гарантированно не нанесешь себе вреда: работают только основные группы мышц; позвоночник, суставы в безопасности. Принцип простой: прикладываешь больше силы — сопротивление тренажера увеличивается, работать тяжелее. Ослабил хватку — и нагрузка сразу же пошла на убыль.

Но оборудование — это далеко не все для того, чтобы зал смог называться по–настоящему инклюзивным. Более трех лет создавалась специальная программа. Советовались с Паралимпийским комитетом, кафедрами БГУФК, спортсменами с инвалидностью. Помог и личный опыт создательницы проекта Кристины Каграманян. Она — мама шестерых детей, одному из близнецов с рождения выставили диагноз ДЦП. Врачи сомневались, что мальчик вообще выживет. А Кристина не сдалась и поставила сына на ноги. Как–то Матвей пришел вместе с мамой на тренировку, ему понравилось. Стал заниматься регулярно — и результат поразил: за 3 месяца прогресс был намного больший, чем за долгие годы реабилитации. Состояние мальчика улучшилось настолько, что Кристина решила открыть зал, где могли бы заниматься все, несмотря на возраст и состояние здоровья. Теперь в фитнес–центре есть программы для слабовидящих и незрячих, людей с ДЦП и синдромом Дауна... Но каждая из этих инклюзивных программ индивидуально составляется еще и под конкретного человека с его сопутствующими заболеваниями и особенностями здоровья. Весь персонал прошел специальную подготовку: они знают, как работать с разными диагнозами, какой вид нагрузки противопоказан и как ее можно адаптировать под того или иного посетителя. Кстати, обязательное условие для сотрудников — прохождение курса по этикету инвалидности. А еще в штате есть фитнес–психолог: он работает по принципу «равный — равному», ведь у самого ограниченные возможности.



Кристина на примере своей семьи убедилась, как важно не изолировать людей с инвалидностью, а дать им возможность попробовать в жизни как можно больше. Формально–то во многих залах есть безбарьерная среда, но нет по–настоящему инклюзивного пространства.

— Да, ты можешь попасть в зал, но это еще не означает, что с тобой там смогут профессионально и грамотно заниматься. Многим отказывают, не знают, как с такими людьми работать, боятся, что человек упадет, травмируется. Но даже если толковые инструкторы есть, все равно люди с ограниченными возможностями занимаются отдельно от всех. Мы же хотели создать принципиально другое, — подчеркивает Кристина.

Сами занятия тоже максимально работают на объединение. Это кроссфит — интервальная круговая тренировка, когда чередуются два вида нагрузки, а тренажеры стоят по кругу. В планах у создателей проекта — распространить свой опыт в регионах. Ведь уже убедились: диагноз — не помеха, чтобы при правильном подходе работать над собой с удовольствием и пользой.

КАРТИНКА С НАТУРЫ

Когда Александр и Екатерина Северин, у которых полностью отсутствует зрение, узнали о таком инклюзивном пространстве, сразу же решили попробовать. Первая на разведку отправилась Катя с подругой.

— Я никогда не пробовала ходить в спортивный зал. А тут пошла — и мне очень понравилось. Тренеры не боятся с тобой работать, такое отношение вообще редко где встретишь. Большой плюс — здесь занимаются самые разные люди, это действительно инклюзия, где тебя не отделяют как–то от остальных.



Через месяц подключился и муж. По цене выходит вполне доступно (есть программа скидок для пенсионеров и людей с инвалидностью): абонемент на два месяца безлимитных занятий с персональным тренером — 90 рублей.

— Мы не противопоставляем себя другим людям, мы такие же, — говорит Александр. — Многие незрячие активно путешествуют по миру, работают удаленно, создают семьи — все, как у всех.

Катя соглашается:

— Если кому–то с детства твердили, что он многое не может, потому что не такой, как все, то человек в это скоро и сам поверит. Нашему ребенку в этом плане очень повезло: у него тоже проблемы со зрением, но он растет в такой семье, которая своим примером всегда будет демонстрировать обратное.

Первые несколько тренировок, говорят супруги, они привыкали к расстановке оборудования и пространству зала. Перейти от снаряда к снаряду им и сейчас помогает персональный тренер, хотя они уже и сами справились бы. Но безопасность — в первую очередь.



— А если где–то рядом человек будет делать растяжку, лежать гантели, а я этого не увижу? — объясняет Александр. — Не хочу доставлять неудобств людям, подставлять тренера, если во что–то врежусь. Важно думать не только о своей безопасности. Если ты незрячий, то это совсем не значит, что перед тобой должны все расступаться и чувствовать дискомфорт.

По словам тренера Алекса, труднее всего незрячим было привыкнуть к работе на тренажерах, где нужно держать равновесие: делать сведение и разведение ног стоя, удержаться на полусфере «босу». Сейчас же он находится рядом лишь для подстраховки.

Другой необычный посетитель тренажерного зала — 72–летний Павел Сафронов. Он приходит заниматься каждый день с понедельника по пятницу. И спустя 5 месяцев уже видит: улучшения со здоровьем есть.

— В этот зал ходит и мой лечащий доктор, она сама одобрила мои тренировки и программу. Перед началом занятий и после измеряю себе давление. Раньше оно у меня шалило, было высокое, а теперь все в норме.

Кстати, Павел принципиально не хочет называть своего отчества — считает себя еще о–го–го и на пенсию не собирается. Раньше тренировался дома. Но только нагрузки не те, конечно, да и в четырех стенах замыкаться не желает, то ли дело занятия со всеми, в зале.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter