— Предполагаю, что и замуж выходили не в традиционном свадебном наряде...

— Чтобы создать копию или визуализацию исторического костюма, надо, полагаю, хорошенько изучить эпоху.
— По образованию я — художник–модельер костюма. В 2002 году окончила Витебский технологический университет. Правда, во время учебы мне не удалось сделать диплом по истории моды. Зато сейчас занимаюсь этим с большим удовольствием. У меня собралась большая бумажная и электронная библиотека книг по истории костюма разных периодов. Живопись и фрески — тоже источник знаний. Как правило, художник максимально точно передавал детали костюма. Ну и материалы археологии. В Польше в захоронениях сохранилось немало оригинальных предметов — обувь, одежда. Сделаны копии. Если брать XIX век, уже были модные журналы, фотографии. В европейских музеях есть портновские книги Средневековья, многое оцифровано. При желании найдешь все — и про эпоху, и про костюм. Правда, чем дальше от нас период, тем труднее сделать достоверную копию или реплику.
— Почему?

— Исторические реконструкции — это возможность надеть то, что вы сшили?
— Реконструкторы максимально все делают сами. Я шью костюмы, могу ткать гобелен, вышивать, прясть, плести кружево. Андрей изготавливает обувь. И в обычной жизни такие навыки пригодятся, а для реконструкторов просто необходимы. Исторические фестивали — это возможность воплотить в жизнь все то, что удалось раскопать в истории. На минувшем фестивале «Выгонощанская фортеция» мы реконструировали боевое крещение первого женского ударного батальона под командованием легендарной Марии Бочкаревой. Мне даже пришлось добавить себе размер, чтобы максимально приблизиться к оригиналу. Было очень жарко, но когда ты в образе, не думаешь о неудобствах. К слову, исторические костюмы приходится надевать и при проведении экскурсий — «Тайны форта «Литера А», «Дорогами королей».
— Какой период любимый?

— Но где вам демонстрировать шляхетские наряды? У нас есть рыцарские фестивали, Первая мировая, Великая Отечественная...
— Реконструкции в СССР начались с эпохи Наполеона. После выхода фильма «Война и мир» Бондарчука. Поэтому у нас так много «наполеонистов». А наша первая с Андреем эпоха — Великая Отечественная война. Потом — Первая мировая. Несколько лет я являюсь соорганизатором международных фестивалей реконструкции Первой мировой в Скоках Брестского района и «Выгонощанская фортеция» в Ивацевичском. Интерес к реконструкциям — давняя штука. Еще в XVIII веке при дворах делали старинные баталии. Сейчас в Европе проводятся реконструкции, максимально приближенные к оригиналу. Было две тысячи человек — значит, собирается две. Если 10 дней сидели в осаде, 10 и сидят. Бывает, весь город превращается в фестивальную площадку. У нас все, конечно, скромнее. Ну а шляхетские наряды... Их можно надеть на мероприятия в Ружанский дворец Сапегов, в Мир, Несвиж, в усадьбу Костюшко.

— Хранить старые вещи–оригиналы сложно?
— О да! Моль победить невозможно. Зная о моем увлечении, мне отдают старые перчатки, шляпки. Люблю их реставрировать. Моя гордость — комплект дореформенного женского белья. У каждого участника клуба «Рубеж» есть своя коллекция оригинальных вещей. Конечно же, их мы стараемся реже использовать. Это — образцы, с которых обычно делается копия.

— В «Ревизии Берестейского староства» 1566 года мы нашли информацию о том, что в центре города было налажено производство сукна — постригарня. Значит, и свои ткани старались сделать не хуже привозных. Брестчанки одевались в полном смысле слова по–европейски. Есть свидетельства немецких солдат, которые в 1941–м находили в покинутых домах набитые одеждой шкафы и сундуки с отрезами тканей.
— Нынешняя мода проигрывает моде прошлого?
— Массовые тиражи изделий, конечно же, лишают нас индивидуальности. Но когда надеваешь старинный наряд, выпрямляешь плечи, поднимаешь голову, ты — королева. Это восхитительное чувство, которое не испытаешь в наряде из магазина...
valentinak3@mail.ru
Фото из архива Елены ВОРОБЕЙ.