Необорванная нить

Галина Ивановна Тихонова - директор районного Дома ремесел...

Соломка - застывшие лучи солнца. Этот теплый, светоносный материал предназначен, скорее, для искусства, чем для ремесла. Считалось, что изделия из соломки (так и хочется сказать "произведения") обладают некоей магической силой. На Рождество сельчане издавна подвешивали к потолку в красном углу паука - пространственную композицию из соломинок. Она приводилась в движение от малейшего колебания воздуха. И словно жила, неустанно выполняя свою работу. Люди верили, что паук способен впитывать все зло, которое переступает порог их дома. А через год, в канун Рождества, паука сжигали в печи. Пусть горит все зло синим пламенем и дом снова будет чистым! И подвешивали нового. Пауки - явление бытовое и весьма распространенное. А вот отделка соломкой иконостасов в церквах на Полесье - такого не знает мировое искусство. Отдельные фрагменты соломоплетения церковных интерьеров сохранились и по сей день.


...Любуюсь храмом внушительных размеров. Не верится, что сотворили его детские руки. Какая тонкая и кропотливая работа! Девушка в наряде. Красивая и строгая. А за ее спиной - ангел-хранитель. Парень, лихо растянувший меха гармошки. И его подруга, готовая пуститься в пляс. Мне как будто кто-то тихо шепнул: "Ясь и Янина". Уточняю у Галины Ивановны: "Есть ли у этой веселой пары имена?" - "Ну, конечно, есть. Ясь и Янина", - отвечает она. А вот и паук. О нем уже шла речь. От цветов в вазе струится теплый ласковый свет. А на полках - разные-разные фигурки. Домового я узнал сразу. По его добродушной мордашке и метле, которой он намерен выметать из хаты всякий непотребный сор. С этой же забавной парой предстоит еще познакомиться. "Она - Зерновушка, а он - Богач, - поясняет Галина Ивановна. - Фигурки, наполненные зерном, символизируют достаток в доме. У Зерновушки - хлеб с зажинок, а у Богача - с дожинок. Их обычно ставили в красный угол под иконы. Первая горсть зерна на пашню была от них. Они давали силу будущему урожаю. Оберегали его от стихии". "А что это за подушечки, Галина Ивановна?" - "Это - оберег от детской бессонницы. Когда ребенок не может уснуть, капризничает, ему подкладывали под головку такую вот подушечку. Обычно она заполнялась успокаивающими травами: мятой, мелиссой, чабрецом. Шили оберег из двух лоскутов ткани. Но вот что примечательно: лоскуты эти выкраивали из одежды, которую носили исключительно добрые люди. Считалось, что она как бы сохраняла в себе человеческую доброту. И соприкасаясь с нею через оберег, ребенок успокаивался..."


Галина Ивановна Тихонова - директор районного Дома ремесел. А располагается он в Городце Шкловского района. В одном из самых красивых агрогородков страны. То, что Галина Ивановна - человек увлеченный, понять нетрудно. Достаточно посмотреть ей в глаза, в которых светится бесхитростная доброта. Или послушать ее рассуждения о красоте. О поэзии, скрытой, казалось, в самых обыкновенных вещах. Давно замечено: больше всего о человеке узнаешь, когда он рассказывает о деле, ставшем смыслом его жизни. Галина Ивановна учит детей соломоплетению, вышивке, вязанию, тонкостям работы с бисером. Она воспитывает влюбленность в ремесла, которые нельзя поставить на поток. Каждое из них индивидуально и неповторимо. И состоит не из теории и практики, а из народных традиций. Из терпения и огромного трудолюбия. А если к этому природа добавит еще и талант, то возникнет явление, именуемое народный мастер. Кстати, в народе мастера называли художником. И наоборот: художника - мастером. Но как у всякого человека есть свои корни, так и у явления - истоки. Галина Ивановна убеждена, что художника, мастера прежде всего питает детство. Все, что на заре жизни западает в душу, что почувствуешь и осознаешь, - твой духовный золотой запас. И ни девальвация, ни переоценка ценностей явных и мнимых не истощат его, не обескровят. Если, конечно, ты сам этого не захочешь. А начало всех начал - деревенька Намокрово в Лунинецком районе.


- Река с трепетным названием Лань почти каждую весну подтапливала нашу деревушку, - рассказывает Галина Ивановна. - Но это - обычное дело. И ни у кого из жителей подтапливание не вызывало ни тревоги, ни паники. К этому привыкли. Припяти со двора дома не видно. Но когда по ней шли сухогрузы, флаг, трепетавший на мачте, как будто сам по себе плыл в воздухе. Дважды в день в одно и то же время (хоть сверяй ходики) по реке проносились ракеты. Где-то далеко за нашей деревенькой была другая жизнь. Большая, шумная, сияющая электрическими огнями. (Такой мы видели ее в кино.) Но и она, как ракета, проносилась мимо и казалась недосягаемой. Ну и ладно. У нас свой, родной мир. И он дорог необыкновенно со всем своим укладом и ритмом жизни.


Вокруг Намокрово - болота. До ближайшей деревни Острово более трех километров. Поход туда - целое событие. В нашей семье - пятеро детей. И все - девочки. Может быть, отец в душе и сокрушался, что так получилось. Но любил он нас искренне. На 8 Марта всем готовил подарки. И когда видел, как мы ликовали, светился от радости... А между тем в нашей маленькой деревне (всего 30 домов) детей было полным-полно. Моих сверстников, пожалуй, десятка три. Ходить такой ватагой в Синкевичскую среднюю школу было совсем не страшно. Но... семь километров туда и столько же обратно. Будили нас родители в 5 утра, а в 6 - мы уже в дороге...


С тех пор, как помню себя, живет в моей душе очарование красотой природы. Детской влюбленности в родной край. Словами об этом не расскажешь. Да и не надо их вовсе: любят-то сердцем. И все-таки... Земли у нас всегда было в обрез. Жито сеяли на сотках. Зайду в середку, лягу на спину и чувствую себя самой счастливой. Перед глазами, как зеленая роща, колышутся хлебные колосья. Словно звезды на небе, светятся во ржи васильки. И высоко-высоко над головой кружатся аисты. Они любили нашу деревню. Гнезда делали и на крышах сараев, и домов. Люди ласково называли их "наши буськи". Однажды к нам прилетел только один аист. Долго кружил над гнездами. Сел на сарай. Одинокий, будто сгорбленный старичок. И такой тоской, таким горем повеяло от него, что сердце мое сжалось от боли. И я расплакалась. Гнездо осталось пустым. Но пришла новая весна, и другие аисты заняли его. Жизнь продолжается...


После школы я поступила в Могилевское педучилище. А на практику меня направили в городецкий детский сад. Оказалась она судьбоносной. Познакомилась на танцах с местным парнем. И стала Галина Веренич Тихоновой... Александр работал в Могилеве на заводе металлоконструкций. Когда мы поженились, то решили, что жить под крышей родительского дома гораздо приятнее, чем в общежитии или на частной квартире. И работа мужу нашлась в совхозной мастерской. А меня назначили заведующей детским садиком. Вскоре совхоз выделил нам квартиру. Родился сын Максим, а потом и Сергей. Все складывалось чудесным образом. Но наступили времена перемен, которые взяли на излом всех и каждого. Я осталась без работы, но, к счастью, ненадолго. Мне предложили стать директором сельского Дома культуры. На что я согласилась с радостью. Какое-то чувство подсказало мне создать кружок "Золотая соломинка". Честно говоря, склонности к плетению (не важно чего) у меня не было. Да и школы никакой. Наблюдала, как мама ткала на кроснах (но так в деревне делали все). Любовалась умением деда плести лапти. Но чтобы сама... Очевидно, все то, что в детстве любишь, испытываешь, постигаешь, чему радуешься и огорчаешься, как зерна, западает в душу. Придет время, и они обязательно дадут ростки. Вот это время и пришло.


Читала, наблюдала, изучала, училась у народных мастеров. Пробовала, экспериментировала, переделывала, бросала и опять начинала с нуля - так постигалось искусство соломоплетения. Соломка - удивительный материал. Если к нему прикоснешься однажды, то уже не бросишь никогда. В нем такая притягательная сила! Учила детей и продолжала учиться, совершенствоваться сама. Этому творческому процессу, как известно, нет предела. Когда меня утверждали директором районного Дома ремесел, я прекрасно понимала, какая ответственность ложится на мои плечи. Ведь от меня в какой-то степени зависит: оборвется или нет тонкая нить, связывающая нас, сегодняшних, с ремеслами вековой давности. Я учу детей видеть красоту окружающего мира. Прививаю им умение воплотить ее в художественных изделиях. И каждый раз - не по шаблону. В мире столько всего сделано и придумано. Остается лишь то, что создано душой. Мы постоянно участвуем во всевозможных творческих выставках. В том числе и международных. И вот победа: нам присвоено звание образцового коллектива "Золотая соломка".


Нет, не оборвется нить!


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №224 (24361). Четверг, 28 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter