Необходимо согласие у камня преткновения

Лидия Иванчикова — о причинах надуманных проблем с идентификационным номером нового паспорта. За семь лет новый национальный паспорт образца 1996 года получили 99 процентов граждан – более семи миллионов семисот тысяч жителей Беларуси от шестнадцати лет и старше. В нем, наряду с другими обязательными реквизитами, предусмотрен номер идентификации, или так называемый личный номер сведений о его владельце, необходимый для учета граждан в административных реестрах и базах данных. Срок действия паспорта гражданина СССР образца 1974 года и паспорта гражданина Республики Беларусь образца 1993 года с символикой «Погоня» заканчивается 1 июля. Времени для того, чтобы получить новые национальные документы, осталось не так много. Однако некоторые граждане страны напрочь отказываются получать новые паспорта. Выяснить подробности корреспондент «Р» попыталась у начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси подполковника милиции Лидии ИВАНЧИКОВОЙ.
— Лидия Ивановна, в связи с чем сложилась подобная ситуация и что послужило ее толчком? — Камнем преткновения стал имеющийся в паспорте номер идентификации. Еще до вступления в действие с 1 января 2001 года Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» Фонд социальной защиты населения проводил подготовительную работу по созданию единой системы учета всех категорий физических лиц в Беларуси на территории Центрального района Гомеля и Жлобинского района. Для чего нужно было ускорить получение новых паспортов населением этих районов. Это, в свою очередь, и вызвало неоднозначную реакцию отдельных граждан. Вскоре в Министерство внутренних дел стали поступать их обращения, в которых они отказывались получать паспорта с идентификационным номером. Выяснилось, основная часть писем пришла из районов Гомельской и Брестской областей и число возмутителей спокойствия не превышает трехсот человек. Обращает на себя внимание факт, что индивидуальные заявления подготовлены на формализованных бланках, а в подписях под коллективным обращением на одиночном листе указывалось местожительство в населенных пунктах, находящихся на значительном удалении друг от друга. Порой сбор подписей был сопряжен с прямым обманом. Так, например, изучив подобные обстоятельства, имевшие место в 2003 году в Гомельской области, Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь установил, что верующим предлагалось подписаться под документом, который якобы направлен против засилья в СМИ порнографии, насилия и т.п. Кроме того, отдельные обращения содержат отпечатанные компьютерные страницы из Интернета, в которых явно прослеживаются нападки на высокопоставленных церковных служителей. Все это позволяет сделать вывод о хорошо спланированной кампании, направленной, с одной стороны, на придание значимости несуществующей проблеме, а с другой — против православной церкви. — Неужели идентификационный номер так страшит, что потребовалось такое, прямо скажем, открытое противостояние? Имеется ли подобный реквизит в зарубежных паспортах? — Паспорт гражданина нашей страны с идентификационным номером сведений о его владельце соответствует международным стандартам. Такой номер имеется в аналогичных документах многих зарубежных государств и стран СНГ и отличается лишь названием. Италия, США, Казахстан, Молдова, ФРГ, Япония личный номер в паспорте отдельной строкой не указывают. А 99 процентов населения США, например, имеют карточки социального страхования, номер которого выполняет функции личного номера. В Украине идентификационный номер в паспорта не заносится, а указывается в специальной справке. Проблема наличия идентификационного номера в паспортах граждан рассматривалась в Белорусском экзархате 11 января 2001 года на рабочей встрече митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета с представителями Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров, МВД, Министерства труда и социальной защиты, Государственного налогового комитета и Комитета по делам религий и национальностей, а также на заседании Священного синода Русской православной церкви 22 февраля 2001 года, на котором с докладом выступил председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Синод благословил священнослужителей руководствоваться итоговым документом, главный вывод которого состоит в том, что принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием, а это дело личного выбора и оно не имеет религиозного значения. Отказ некоторых белорусских православных верующих от получения новых паспортов и присвоения номеров персонифицированного учета в системе государственного социального страхования является спонтанным проявлением их суеверных настроений. Исполняя поручение Совета Министров Беларуси, МВД совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления неоднократно рассматривало вопрос о целесообразности наличия номера идентификации в паспорте гражданина Республики Беларусь, о чем информировало правительство. Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, прокуратура, Минюст, Минстат, Комитет государственной безопасности, Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Беларуси и другие высказались за использование такого номера в паспорте, объясняя, что он позволяет упорядочить учет населения, создать соответствующие автоматизированные системы, снизить финансовые затраты и повысить роль государства при выполнении контрольных функций. В недалеком будущем идентификационный номер послужит основой создания регистра населения нашей страны, проект которого должен быть разработан в следующем году. — Предположим, решение исключить номер идентификации из паспорта по заявлениям отдельных лиц принято. К каким последствиям это может привести? — Буквально сразу же возникнет лавина правовых, международно-правовых, финансовых и организационных проблем. Потребуется принять соответствующие нормативные правовые акты, внести изменения и дополнения в ведомственные. Кроме того, паспорт перестанет соответствовать международному стандарту, в связи с чем МИД обязан будет проинформировать иностранные государства о введении его второго образца, действительного для выезда за границу. Автоматически у наших граждан могут возникнуть сложности с получением въездных виз и пересечением границ, что неизбежно приведет к жалобам. Я уже не говорю о тех значительных финансовых средствах, которые потребуются для изготовления бланков новых паспортов и их выдачи. Министерство внутренних дел, понимая остроту проблемы, не единожды через СМИ проводило разъяснительную работу о правовых основах его появления. Поэтому, учитывая несопоставимость числа обращений граждан и объема государственных мер, необходимых для их удовлетворения, МВД с учетом ранее высказанных мнений республиканских органов госуправления считает нецелесообразным исключение номера идентификации из паспорта гражданина Республики Беларусь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter