Ненависть всегда взрывоопасна

Как вернуть мир на Северный Кавказ

Как вернуть мир на Северный Кавказ

Сообщения о терактах в северокавказских республиках следуют одно за другим. Размышлениями о происходящих событиях делится член Комитета Совета Федерации по международным делам, президент Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб, доктор юридических  наук,  профессор Асламбек АСЛАХАНОВ:
– В свое время я ездил по всему Советскому Союзу, многое повидал. Могу сказать: чтобы сегодня вернуть мир на Северный Кавказ, нужен комплекс мер – экономических, правовых, нравственных, профилактических. И на первом месте должна стоять забота о молодежи. Уже много лет я пытаюсь убедить власти в том, что необходимо разработать федеральную целевую программу – с учетом национальных традиций и обычаев, местного опыта воспитания подрастающего поколения, решить десятилетиями не решаемые региональные проблемы, внести в некоторые законодательные акты, указы и постановления необходимые изменения и дополнения. И обязательно привлечь к работе над программой местных авторитетных, верующих аксакалов.
В лес молодежь идет по нескольким причинам. Например, рост преступности, пополнение рядов боевиков (террористов) вызван в том числе массовой хронической безработицей. В советское время на Северном Кавказе хоть мало, но строились фабрики и заводы, создавались рабочие места. Но главное, действовала система подготовки профессиональных кадров. Колхозы и промышленные предприятия готовили для своих нужд агрономов, механизаторов, токарей, каменщиков и так далее. Профессиональные технические училища не пустовали. Сейчас этого и в помине нет. Желающих получить рабочие профессии много, а поступить на учебу, трудоустроиться очень сложно: педагогов не хватает, процветают блат и мздоимство.
Своим сыновьям горцы с рождения внушают: ты – защитник своей семьи, обязан кормить родителей, бабушку, дедушку, помочь стать на ноги младшим сестрам и братьям. А когда парень вырастает и не может из-за безработицы реализовать свои возможности, он невольно становится нахлебником. Если у родителей нет денег на взятку, в институт не поступишь.
 секрет, что в России взяточничество при поступлении в вузы независимо от их ведомственной принадлежности стало чуть ли не нормой. Если все-таки окончишь вуз, на работу по специальности не устроишься – опять нужна взятка.
В мусульманских семьях, особенно на Кавказе, рождаемость высокая. В семьях много парней, им нужно жениться, значит, надо построить дом или  приобрести собственное жилье. А купить его не на что. Да и построить негде: земли у коррумпированных чиновников выкупают те, у кого толстый кошелек. Продаются даже родовые земли, на которые в любое время наследники могут заявить свои права, потому что земля испокон века принадлежала их предкам. Непримиримое сегодня противоречие между законом и традициями – тоже повод для ухудшения взаимоотношений и вражды между родами.
Во времена Советского Союза с весны и до самых снегов чеченцы, дагестанцы, ингуши колесили по стране: целыми семьями ехали на заработки. Вернувшись, строили дом, порой, десятки лет – но на века. Сейчас это невозможно: «лиц кавказской национальности», особенно чеченцев, нигде не ждут. Я разговаривал со многими губернаторами, они готовы их принять, но работники правоохранительных органов, прошедшие ад чеченской войны, относятся к лицам кавказской национальности негативно: постоянно унижают, проверяют, цинично выдавливая из региона, лишая их возможности  заработать. 
Поэтому подчеркиваю особо – на Кавказе крайне нужны рабочие места.  Если у человека есть работа, то его трудно убедить взять в руки оружие.
Чтобы решить эту проблему, необходима федеральная программа, нацеленная на создание на Северном Кавказе и в других регионах рабочих мест, не требующих высокой квалификации, например, по сборке автомобилей, компьютеров, швейные производства. При этом важно помнить, что «лица кавказской национальности» – такие же россияне, как и русские, татары, башкиры, и тоже должны ощущать на себе заботу государства.
Сегодня ее чувствуют не везде. В Чечне, например, до сих пор не разминированы леса и земли, в том числе сельскохозяйственного назначения. Из-за этого сотни местных жителей, включая детей, ежегодно гибнут или становятся инвалидами, остальные же опасаются собирать в лесу черемшу, грибы, ягоды, заготавливать дрова. А ведь это – хорошая прибавка в семейный бюджет!
Возникает вопрос: если государство считает необходимым направлять в африканские страны и в Сербию саперов (и это правильно), почему не очистить от мин  и территорию собственной республики? Кто в конце концов обязан решить эту проблему? Такое невнимание и пренебрежительное отношение со стороны федеральных властей негативно сказывается на психологическом состоянии местных жителей, особенно на молодежи.
В  том, что она уходит в лес, виноваты и мы, взрослые. От представителей силовых структур я, например, ни разу не слышал о том, что старшему поколению необходимо заниматься с молодежью профилактической работой, разъяснять, в чем она заблуждается, объяснять бесперспективность ведения  войны против собственного народа.
Мы должны опережать вербовщиков – будущих «идейных» наставников наших детей. Уйти на ту сторону легко, вернуться тяжело: не отпускают. Вот и катится военный молох по исстрадавшейся земле Кавказа,  перемалывая молодые жизни.
Кто-то идет отомстить за своих безвинно убитых родственников или друзей, порождая новый вал отчаяния, ненависти и жажду мести, ведя битву на смерть – никого не щадя и не пытаясь спасти свою молодую жизнь. Жестокость и ненависть никогда не приносили нужного результата. Гибнут все: и те, кто не обагрил душу и совесть кровью, и те, кто обязан ответить за совершенное по закону, вернуться и начать жизнь с чистого листа, найти свое место в обществе.
Но, повторюсь, главная беда, толкающая людей на преступление, – безработица. Люди на Кавказе, особенно в сельской и горской местности,  традиционно долгие годы безнадежно бедны, им очень тяжело. Я беседовал со многими в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесской Республике.  Спрашивал у людей, если бы им дали подъемные, беспроцентную ссуду, поехали бы они возрождать брошенные села, аграрный сектор огромной России? Многие отвечали, что поехали бы.  Написал письмо Путину в его бытность президентом России. Он согласился с тем, что это хорошее предложение. Но из этого ничего не вышло. Один ответственный чиновник от имени правоохранительных органов сообщил, что этого делать нельзя: присутствие чеченцев, дескать, осложнит оперативную обстановку в регионе. Этот вывод априори ставит чеченцев в России вне закона, а некоторые СМИ настолько демонизировали чеченцев, что ими, наверное, пугают людей и детей во всем мире.
В свое время я писал, что чеченцам нравится военная служба и они никогда не предают. В царской России это хорошо знали. Недавний  пример – война в Афганистане. Ни один чеченец или ингуш не перешел на противоположную сторону, хотя и те, и другие мусульмане. Ни один не сдался и не был в плену. Вернулись с орденами и наградами. А командиры говорили, вот бы все бойцы были такими.
Почему не использовать эти их качества в спецназе или на границе? Поверьте, наркотики через границу в таких количествах не проходили бы. Но чтобы не делать то, что в интересах страны,  задействуя «лиц кавказской национальности», мне такие доводы приводят, которые ни умом, ни сердцем не понять. Как и разницу в отношении к соотечественникам и, например, жителям кавказских республик. Недавно, например, вышел Указ о переселении соотечественников в Россию, работает специальная программа по оказанию им помощи в переезде, обустройстве, трудоустройстве. И это правильно. Но мне непонятно, почему у государства нет такой же программы о помощи тем, кто в самые суровые времена никуда не уехал и в невыносимых условиях – без работы, на мизерные пенсии и пособия – жил, рожал и воспитывал детей?
В 1990 году я был одним из инициаторов создания кадетского корпуса  в Новочеркасске. Это прекрасное, я бы даже сказал, образцовое учебное заведение. Его выпускники желанны в любых высших учебных заведениях, прекрасно учатся и служат. Мы не раз предлагали продолжить эту работу, и должен сказать, она активно ведется.
Но дело в том, что в каждом субъекте  Российской Федерации есть школы-интернаты, в которых учатся дети из малообеспеченных семей. На мой взгляд, нам необходимо подумать о преобразовании подобных учебных заведений в средние военные училища, лицеи, кадетские, юнкерские корпуса и готовить в них будущих офицеров, судей, прокуроров, врачей, инженеров и т.д. Создать систему подготовки высокопрофессиональных специалистов и совершить кадровый прорыв. Педагоги, наблюдая за своими воспитанниками, могут определить призвание каждого из них. Министерства и ведомства крайне заинтересованы в этом. Ведь ребята получали бы образование или профессию по призванию, имели бы возможность в полной мере послужить на благо России. Совместное обучение без деления на национальности и социальное происхождение сделало бы учеников интернационалистами, научило толерантности.
Я знаю, что в Союзном государстве проходят военно-патриотические смены: российские и белорусские суворовцы и кадеты вместе отдыхают, общаются. Это очень хорошая идея. Так же нужно растить и российских детей разных национальностей. Помнится, во время боевых действий в Чечне администрация Ивановской области обратилась ко мне с предложением принять на лето 200 чеченских детей. Мы решили отправить самых обездоленных ребят из лагерей беженцев. Не всем эта идея понравилась, детей и их родителей запугивали. Поэтому когда они все же приехали в Иваново, то первые дни были страшно напряжены. А потом все нормализовалось: вместе танцевали лезгинку, пели русские песни. Когда пришло время расставаться, плакали все  – и  дети, и преподаватели, и врачи.
У нас, к сожалению, много неправды пишут, искажают  факты, говорят много гадостей о тех, кто родился на Кавказе, забывая или не зная, что все люди – прекрасное творение Господа Бога и подавляющее большинство хочет жить в мире и согласии.
В России, к сожалению, мало кто знает о традициях и обычаях кавказских народов. Недавно я был в чеченском селе Новые Атаги со своим другом, блестящим ученым, академиком А. Степанцом. Шли по улице ночью, он все время озирался. Подошли к группе ребят 17-19 лет, я попросил одного из них сбегать на другой конец села (свыше 2 км) и позвать нужного мне человека. Тот, не раздумывая, побежал. Мой гость был шокирован: «Да, вижу, что старших у вас уважают». Интересуюсь у друга: «А в российской глубинке такое возможно?» «Нет, – отвечает, – меня бы самого послали…»
Я спросил у ребят, почему они без девушек стоят? Как можно, говорят, у нас девушки одни вечером не ходят. Даже по делу должна выходить с братом или с кем-то из взрослых. Такие у нас обычаи.
Мы, облеченные властью, обязаны создать условия для тесного общения молодежи из всех российских республик, чтобы к нам, в Чечню,  могли приехать ребята, например,  из Читы, Владивостока и чувствовать себя в кругу друзей. Им жить в России, они должны знать друг друга, уметь находить общий язык, не поддаваться пропаганде вражды и ненависти. В свое время Владимир Путин сказал: «Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и мы гордимся этим. Это – самое великое завоевание». Не так давно мы жили как единый народ, старшее поколение это хорошо помнит, и нашей молодежи надо к этому стремиться. Тогда никакие беды России будут не страшны.

Не секрет, что в России взяточничество при поступлении в вузы независимо от их ведомственной принадлежности стало чуть ли не нормой. Если все-таки окончишь вуз, на работу по специальности не устроишься – опять нужна взятка.
В мусульманских семьях, особенно на Кавказе, рождаемость высокая. В семьях много парней, им нужно жениться, значит, надо построить дом или  приобрести собственное жилье. А купить его не на что. Да и построить негде: земли у коррумпированных чиновников выкупают те, у кого толстый кошелек. Продаются даже родовые земли, на которые в любое время наследники могут заявить свои права, потому что земля испокон века принадлежала их предкам. Непримиримое сегодня противоречие между законом и традициями – тоже повод для ухудшения взаимоотношений и вражды между родами.
Во времена Советского Союза с весны и до самых снегов чеченцы, дагестанцы, ингуши колесили по стране: целыми семьями ехали на заработки. Вернувшись, строили дом, порой десятки лет – но на века. Сейчас это невозможно: «лиц кавказской национальности», особенно чеченцев, нигде не ждут. Я разговаривал со многими губернаторами, они готовы их принять, но работники правоохранительных органов, прошедшие ад чеченской войны, относятся к лицам кавказской национальности негативно: постоянно унижают, проверяют, цинично выдавливая из региона, лишая их возможности  заработать. 
Поэтому подчеркиваю особо – на Кавказе крайне нужны рабочие места.  Если у человека есть работа, то его трудно убедить взять в руки оружие.
Чтобы решить эту проблему, необходима федеральная программа, нацеленная на создание на Северном Кавказе и в других регионах рабочих мест, не требующих высокой квалификации, например, по сборке автомобилей, компьютеров, швейные производства. При этом важно помнить, что «лица кавказской национальности» – такие же россияне, как и русские, татары, башкиры, и тоже должны ощущать на себе заботу государства.
Сегодня ее чувствуют не везде. В Чечне, например, до сих пор не разминированы леса и земли, в том числе сельскохозяйственного назначения. Из-за этого сотни местных жителей, включая детей, ежегодно гибнут или становятся инвалидами, остальные же опасаются собирать в лесу черемшу, грибы, ягоды, заготавливать дрова. А ведь это – хорошая прибавка в семейный бюджет!
Возникает вопрос: если государство считает необходимым направлять в африканские страны и в Сербию саперов (и это правильно), почему не очистить от мин  и территорию собственной республики? Кто в конце концов обязан решить эту проблему? Такое невнимание и пренебрежительное отношение со стороны федеральных властей негативно сказывается на психологическом состоянии местных жителей, особенно на молодежи.
В  том, что она уходит в лес, виноваты и мы, взрослые. От представителей силовых структур я, например, ни разу не слышал о том, что старшему поколению необходимо заниматься с молодежью профилактической работой, разъяснять, в чем она заблуждается, объяснять бесперспективность ведения войны против собственного народа.
Мы должны опережать вербовщиков – будущих «идейных» наставников наших детей. Уйти на ту сторону легко, вернуться тяжело: не отпускают. Вот и катится военный молох по исстрадавшейся земле Кавказа,  перемалывая молодые жизни.
Кто-то идет отомстить за своих безвинно убитых родственников или друзей, порождая новый вал отчаяния, ненависти и жажду мести, ведя битву на смерть – никого не щадя и не пытаясь спасти свою молодую жизнь. Жестокость и ненависть никогда не приносили нужного результата. Гибнут все: и те, кто не обагрил душу и совесть кровью, и те, кто обязан ответить за совершенное по закону, вернуться и начать жизнь с чистого листа, найти свое место в обществе.
Но, повторюсь, главная беда, толкающая людей на преступление, – безработица. Люди на Кавказе, особенно в сельской и горской местности,  традиционно долгие годы безнадежно бедны, им очень тяжело. Я беседовал со многими в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесской Республике.  Спрашивал у людей: если бы им дали подъемные, беспроцентную ссуду, поехали бы они возрождать брошенные села, аграрный сектор огромной России? Многие отвечали, что поехали бы.  Написал письмо Путину в его бытность президентом России. Он согласился с тем, что это хорошее предложение. Но из этого ничего не вышло. Один ответственный чиновник от имени правоохранительных органов сообщил, что этого делать нельзя: присутствие чеченцев, дескать, осложнит оперативную обстановку в регионе. Этот вывод априори ставит чеченцев в России вне закона, а некоторые СМИ настолько демонизировали чеченцев, что ими, наверное, пугают людей и детей во всем мире.
В свое время я писал, что чеченцам нравится военная служба и они никогда не предают. В царской России это хорошо знали. Недавний  пример – война в Афганистане. Ни один чеченец или ингуш не перешел на противоположную сторону, хотя и те, и другие мусульмане. Ни один не сдался и не был в плену. Вернулись с орденами и наградами. А командиры говорили: вот бы все бойцы были такими.
Почему не использовать эти их качества в спецназе или на границе? Поверьте, наркотики через границу в таких количествах не проходили бы. Но чтобы не делать то, что в интересах страны,  задействуя «лиц кавказской национальности», мне такие доводы приводят, которые ни умом, ни сердцем не понять. Как и разницу в отношении к соотечественникам и, например, жителям кавказских республик. Недавно, например, вышел Указ о переселении соотечественников в Россию, работает специальная программа по оказанию им помощи в переезде, обустройстве, трудоустройстве. И это правильно. Но мне непонятно, почему у государства нет такой же программы помощи тем, кто в самые суровые времена никуда не уехал и в невыносимых условиях – без работы, на мизерные пенсии и пособия – жил, рожал и воспитывал детей?
В 1990 году я был одним из инициаторов создания кадетского корпуса  в Новочеркасске. Это прекрасное, я даже сказал бы, образцовое учебное заведение. Его выпускники желанны в любых высших учебных заведениях, прекрасно учатся и служат. Мы не раз предлагали продолжить эту работу, и должен сказать, она активно ведется.
Но дело в том, что в каждом субъекте  Российской Федерации есть школы-интернаты, в которых учатся дети из малообеспеченных семей. На мой взгляд, нам необходимо подумать о преобразовании подобных учебных заведений в средние военные училища, лицеи, кадетские, юнкерские корпуса и готовить в них будущих офицеров, судей, прокуроров, врачей, инженеров и т.д. Создать систему подготовки высокопрофессиональных специалистов и совершить кадровый прорыв. Педагоги, наблюдая за своими воспитанниками, могут определить призвание каждого из них. Министерства и ведомства крайне заинтересованы в этом. Ведь ребята получали бы образование или профессию по призванию, имели бы возможность в полной мере послужить на благо России. Совместное обучение без деления на национальности и социальное происхождение сделало бы учеников интернационалистами, научило толерантности.
Я знаю, что в Союзном государстве проходят военно-патриотические смены: российские и белорусские суворовцы и кадеты вместе отдыхают, общаются. Это очень хорошая идея. Так же нужно растить и российских детей разных национальностей. Помнится, во время боевых действий в Чечне администрация Ивановской области обратилась ко мне с предложением принять на лето 200 чеченских детей. Мы решили отправить самых обездоленных ребят из лагерей беженцев. Не всем эта идея понравилась, детей и их родителей запугивали. Поэтому когда они все же приехали в Иваново, то первые дни были страшно напряжены. А потом все нормализовалось: вместе танцевали лезгинку, пели русские песни. Когда пришло время расставаться, плакали все  – и  дети, и преподаватели, и врачи.
У нас, к сожалению, много неправды пишут, искажают  факты, говорят много гадостей о тех, кто родился на Кавказе, забывая или не зная, что все люди – прекрасное творение Господа Бога и подавляющее большинство хочет жить в мире и согласии.
В России, к сожалению, мало кто знает о традициях и обычаях кавказских народов. Недавно я был в чеченском селе Новые Атаги со своим другом, блестящим ученым, академиком А.Степанцом. Шли по улице ночью, он все время озирался. Подошли к группе ребят 17–19 лет, я попросил одного из них сбегать  на  другой  конец  села  (свыше 2 км) и позвать нужного мне человека. Тот, не раздумывая, побежал. Мой гость был шокирован: «Да, вижу, что старших у вас уважают». Интересуюсь у друга: «А в российской глубинке такое возможно?» «Нет, – отвечает, – меня бы самого послали…»
Я спросил у ребят, почему они без девушек стоят? Как можно, говорят, у нас девушки одни вечером не ходят. Даже по делу должна выходить с братом или с кем-то из взрослых. Такие у нас обычаи.
Мы, облеченные властью, обязаны создать условия для тесного общения молодежи из всех российских республик, чтобы к нам, в Чечню,  могли приехать ребята, например,  из Читы, Владивостока и чувствовать себя в кругу друзей. Им жить в России, они должны знать друг друга, уметь находить общий язык, не поддаваться пропаганде вражды и ненависти. В свое время Владимир Путин сказал: «Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и мы гордимся этим. Это – самое великое завоевание». Не так давно мы жили как единый народ, старшее поколение это хорошо помнит, и нашей молодежи надо к этому стремиться. Тогда никакие беды России будут не страшны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter