В ноябре 1755 года всего за шесть минут разбушевавшаяся стихия буквально стерла с лица земли столицу Португалии

Ненадежная планета

В ноябре 1755 года всего за шесть минут разбушевавшаяся стихия буквально стерла с лица земли столицу Португалии


В истории это явление получило название Великое Лиссабонское землетрясение. Катастрофа была столь ужасна и настолько деморализовала население бурно развивающейся страны, что португальцы на долгие годы отказались от своих колониальных амбиций. Подземные толчки ощущались по всей Европе, вплоть до Финляндии. Цунами высотой до 20 метров обрушилось на побережье Северной Африки и островов Мартиника и Барбадос в Северной Атлантике, трехметровые волны докатились до южного побережья Англии.

В настоящее время геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 8,7 балла. Его эпицентр находился в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее мыса Сан-Висенте. Катастрофа произошла рано утром 1 ноября в католический праздник — День всех святых. В это время большинство горожан находились в церквах на праздничной службе. Как вспоминал позднее один капитан, оказавшийся в тот роковой день в лиссабонском порту, высокие колокольни величественных соборов вдруг начали раскачиваться из стороны в сторону, “как пшеничное поле от легкого ветра”. А затем стали падать, хороня под обломками тысячи людей. 

Уцелевшие горожане бросились в порт, ища спасения на набережной. Но тут на Лиссабон обрушилось цунами. То, что уцелело после этого, “добили” пожары — от упавших алтарных свечей загорелись ковры, гобелены и деревянные балки. Сильный северо-восточный ветер раздул пламя, и оно превратило прекраснейший город в огненный ад. Пожары бушевали пять дней и прекратились только тогда, когда гореть было уже нечему. Все это время уцелевшие люди, в том числе и члены королевской семьи Португалии, жили в поле. Из 275 тысяч жителей города только по официальным данным погибли примерно 80 тысяч. Некоторые исследователи полагают, что с учетом кварталов бедноты, где людей мало кто считал, эта цифра может достигать 100 тысяч человек. Лиссабонское землетрясение вызвало огромное потрясение в Европе и оказало влияние почти на все сферы жизни, в частности, на мыслителей эпохи Просвещения. Также этот катаклизм послужил толчком к возникновению науки сейсмологии. 

Основоположником ее считается вовсе не ученый, а политик. Премьер-министр португальского короля маркиз Себастьян Жозе Помбал сразу же после трагедии, приказал разослать во все провинции страны опросы о землетрясении и его последствиях. Помбала интересовало все — как долго с точки зрения очевидцев продолжалось землетрясение, сколько толчков они ощутили, какого типа разрушения наблюдали, не заметили ли, чтобы животные вели себя странно и так далее. Данные этого своеобразного опроса общественного мнения до сих пор хранятся в национальном архиве Португалии. И именно они помогли реконструировать трагическое событие. А так как Помбал был первым, кто попытался дать объективное научное описание разнообразных проявлений и последствий землетрясений, то он считается прапрадедом современной сейсмологической науки.

C точки зрения ученых, наша планета напоминает собой сваренное вкрутую яйцо с потрескавшейся скорлупой. Составляющие ее поверхность тектонические плиты постоянно находятся в движении. Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что остаются незамеченными. Действительно, сильные катаклизмы случаются на планете примерно раз в две недели. Большая их часть приходится на дно океанов и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами). Но мы привыкли, что эти события случаются где-то далеко. После Лиссабонского землетрясения в сознание европейцев впервые прокралась мысль — выходит, полностью безопасного места на Земле вообще не существует? К счастью, вот уже около 300 лет у нас пока тихо. Надолго ли?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Нас тоже “трясет”, но бояться не стоит

Аркадий Аронов, ученый-сейсмолог, директор Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси:

— Нужно сказать, что мы живем в слабоактивных сейсмических условиях — Беларусь располагается в западной части Восточноевропейской платформы. А это место характеризуется невысокой сейсмической активностью, где катастрофические землетрясения не происходили. В нашем центре имеется восемнадцать станций наблюдения, которые обеспечивают контроль за сейсмической обстановкой в круглосуточном режиме. Это геофизические обсерватории в Плещеницах и в Нарочи, а также сейсмические станции в Могилеве, Островецком (локальная сейсмическая сеть в составе 7 пунктов наблюдений) и Солигорском (локальная сейсмическая сеть в составе 8 пунктов наблюдений) районах. Они фиксируют сейсмические события, которые происходят не только на нашей территории, но и в сейсмоактивных регионах всего земного шара. 

На территории страны в разные времена произошло девять землетрясений, которые имели ощутимый эффект на поверхности земли. Четыре из них — исторические (то есть описания их сохранились с тех времен, когда еще не велись аппаратурные наблюдения). Балльность этих событий устанавливалась по описаниям очевидцев и с проведением специальных расчетов. Например, землетрясение 1908 года в районе станции Гудогай было классифицировано как семибалльное (по 12-балльной шкале), несколько слабее было землетрясение под Борисовом в 1887 году. Землетрясения с эффектом в 5—6 баллов происходили в 1893 и 1896 годах в районе Могилева. А за период с 1965 года, когда стали проводиться аппаратурные наблюдения, было зарегистрировано пять ощутимых землетрясений в южной части территории страны. Регулярно несильные землетрясения происходят в Солигорском горнопромышленном районе, что связано с добычей калийных солей. Впрочем, здесь стоят наши приборы, мы следим за сейсмической активностью, в случае ее проявления сотрудничаем с заинтересованными ведомствами. Это распространенная в мире практика — на всех месторождениях ведется контроль за сейсмической обстановкой. 

До Беларуси регулярно “докатываются” сейсмические волны от крупных землетрясений, которые происходят за пределами нашей страны. Сильнее всего мы ощущаем румынские глубокофокусные землетрясения (на глубине до 200 километров), которые происходят в так называемой зоне Вранча в Восточных Карпатах. На нашей территории ощущались такие землетрясения в 1940-м, 1977-м, 1986 годах. Сейсмические события Балтийского региона также оказывают воздействие на страну. Например, 21 сентября 2004 года в Калининградской области произошла серия сильных землетрясений, которые вызвали колебания почвы до 7 баллов в эпицентре. Докатились они и до нас, а ощущались (например, в Гродненской области) как четырехбалльные.

bebenina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter