Немцы дико боялись рукопашной

Герою Советского Союза Ивану Кустову исполнилось 90 лет

Недавно ветерану войны Герою Советского Союза Ивану КУСТОВУ исполнилось 90 лет. Он — «окопный лейтенант», так называли некоторые писатели совсем еще юных офицеров, оказавшихся сразу после окончания военных училищ на передовой.

— Иван Ильич, есть, к сожалению, весьма печальная фронтовая статистика. Командир стрелковой роты жил на передовой в среднем 15—17 суток, затем погибал. Как вам удавалось выжить?

— Я сначала командовал стрелковым взводом, совсем еще не обстрелянный, зеленый младший лейтенант, которому всего 19 лет. Учился и воевать, и побеждать врага. Умение выживать зависело от многого. Быстро ориентировался в обстановке, с каждым боем приобретал больше опыта. Часто просто везло. До сих пор помню случай: мы в атаке, втроем прыгаем в немецкую траншею, и в этот момент — автоматная очередь. Одному моему бойцу — пули в голову, другому — в грудь, а меня минули.

— Вы не раз бывали в рукопашных схватках…

— Приходилось, на то она и пехота. Немцы дико боялись рукопашных. А мы твердо знали главное правило: не промедли, опереди врага на долю секунды.

— На каких фронтах воевали?

— Южный, 3-й Украинский, 1-й Белорусский. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Польши. Прошел через такие хорошо известные операции, как Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская. За бои в Украине получил три ордена, в том числе орден Богдана Хмельницкого ІІІ степени. Упорно, с фанатизмом сопротивлялись немцы в районе Ясс. Они создали глубокую оборону, сильно укрепили города. Но ничто не могло сдержать нашего наступления, ведь это был не 1941-й, а 1944 год. Мы гнали немцев с родной земли.

— Были еще река Висла, которую форсировали, и Варшава…

— Да, и был день 14 января 1945 года, запомнившийся навсегда. Я — в составе 1-го Белорусского фронта, командир роты 1052-го стрелкового полка 301-й дивизии прославленной 5-й ударной армии. Получен приказ: с ходу форсировать приток Вислы — реку Пилицу. Мы рванули по льду, вот уже и противоположный берег, немцы остервенело бьют по нам, но мы знаем: нельзя останавливаться, только вперед. Врываемся во вражескую траншею, и пошла рукопашная. О том и сейчас вспоминать тяжело. Все-таки захватили плацдарм и закрепились на нем. И тогда началось. Немцы решили во что бы то ни стало уничтожить нас: за два дня — семь контратак. Мы держались, уничтожили 210 и взяли в плен 27 гитлеровцев…

В том бою Ивана Кустова тяжело ранило. Отстреливался, с такими же бесстрашными солдатами, как и сам, удерживал плацдарм, пока не подошли основные силы полка. И вот эвакуировали в госпиталь, страшная мысль не давала покоя: вдруг отнимут руку. Спасибо медикам — спасли. 27 января 1945 года, пожалуй, один из самых счастливых дней: Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны у него было уже семь наград.

— Иван Ильич, сколько лет вы отдали армии?

— Тридцать три года. Даже когда в 1974 году был уволен в запас, с военной профессией полностью не распрощался — работал начальником штаба гражданской обороны института «Белпромпроект» в Минске. Думаете, коль мне уже 90, теперь сижу без дела? Да нет, иначе старость скучная. По возможности работаю в военно-научном обществе при Центральном Доме офицеров. Часто приглашают на встречи с молодежью. По мне, коль присягнул на верность Родине в самое тяжелое для нее время — пусть эта присяга будет с тобой на всю жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter