Кажется, что история Минска давно и хорошо изучена, но на самом деле она содержит немало белых пятен. Одно из них – название проектирующейся станции метро «Неморшанский сад». Кто такие Неморшанские и чем был известен их сад?
Проведя свое исследование, мы выяснили, что князья Неморшанские – крупные помещики из старинного шляхетского рода. В 1793 году один из них, Иосиф Неморшанский, был назначен асессором (заседателем) Минской казенной палаты, управлявшей государственным имуществом и строительством. Видимо, эта должность была довольно хорошо оплачиваемой, потому что, по одной из версий, вскоре он купил у Радзивиллов их загородное имение в Лошице.
Кроме того, во владении Неморшанских был самый красивый лес в окрестностях Минска – Неморшанская роща. При строительстве Либаво-Роменской железной дороги, прошедшей через Минск в 1873 году, большая часть этой рощи была выкуплена и вырублена. К началу XX века Неморшанским принадлежали уже все земли к югу от Минска. В центре владений, у деревни Лошица Неморшанская, над рекой возвышалась большая каменная усадьба с двухэтажным домом, флигелями с мансардами, хозяйственными постройками и большим красивым садом. К господскому дому от Старо-Койдановского (Слуцкого) тракта вели две подъездные аллеи, переходящие в окружавший усадьбу парк с редкими породами деревьев.
Революции 1917 года и последовавшая за ними гражданская война привели к разрушению усадьбы. Вернувшийся в 1919 году в Минск хозяин был огорчен тем, в каком состоянии нашел свой дом, и решил покинуть город навсегда. В конце 1920-х годов на месте бывшей помещичьей усадьбы был организован пригородный плодоовощной совхоз «Лошица». В одном из уцелевших флигелей совхоз открыл магазин, а в зданиях хозяйственных построек устроил мастерские. На бывшем господском дворе было построено деревянное одноэтажное здание клуба, поблизости располагались совхозная контора и школа.
После Великой Отечественной войны работники совхоза, просуществовавшего до 1960-х годов, разобрали уцелевший флигель на кирпичи. При строительстве больницы скорой помощи были снесены хозяйственные постройки. От былой величественной усадьбы остались только руины. Но вмурованные в толстые стены валуны, сводчатые арки окон и дверных проемов цокольного этажа свидетельствуют о старинности и архитектурной ценности постройки.
Было бы здорово, если бы со строительством третьей линии метро на старом месте был возрожден заброшенный сегодня фруктовый сад, который мог бы стать еще одной достопримечательностью города. Думается, что сад привлек бы не только горожан, пожелавших отдохнуть в красивом уголке родного города, но и туристов.
Максим БОРЕЙКО, Станислав ШЕСТЕЛЬ, ученики 10-го класса средней школы № 90 г. Минска, фото авторов