Немного солнца в середине зимы

Никогда не забуду выражение его глаз, когда мы с ним прощались.
Никогда не забуду выражение его глаз, когда мы с ним прощались. Сердце готово было разорваться от сострадания. Это был рекламный тур по Крыму. Ему - 75, мне - 25. Лебединая песня, целомудренная и беззащитная. Он писал мне стихи и рассказывал легенды. А я внимала мэтру, восхищалась его историей и сожалела о том, что стрелки часов невозможно повернуть назад.

Да, так действительно бывает в жизни. Посреди мрака и безысходности вдруг вспыхивает луч надежды и озаряет все вокруг. Об этом писал 70-летний Герхарт Гауптман, увлекшийся 16-летней актрисой. Эта поздняя любовь вдохновила нобелевского лауреата на создание нескольких пьес. В том числе и на драму "Перед заходом солнца". Многие критики склонны считать, что тема произведения перекликается с набоковской "Лолитой". Пожилой чиновник у Гауптмана влюбляется в юную особу. Однако мне представляется, что между двумя историями нет ничего общего, кроме разницы в летах между главными героями. Немецкий драматург, в отличие от русского писателя, исследуя эту проблему, оперирует нравственными категориями. В "Лолите" Гумберт Гумберт подчиняет зову плоти все свои устремления. И все же тема поздней любви вызывает огромный интерес и в том и в другом случае.

На новый спектакль Национального академического драматического театра им. М.Горького "Перед заходом солнца" в постановке Бориса Луценко буквально невозможно достать билет. Даже гардеробщицы жалуются, что никак не могут познакомиться с драмой. Зритель купился на банальный рекламный трюк в сочинительстве руководства театра. Незадолго до премьеры был пущен слух, что народный артист СССР Ростислав Янковский (как ему не стыдно!) переживает бурный роман с некоей молодой актрисой. Мол, разгадку ищите в спектакле "Перед заходом солнца". Безусловно, сегодня этой "пиар"-акции уже никто не помнит, но из уст в уста театральный люд нечто подобное все же передает. Кстати, что касается собственно режиссуры, мне доводилось слышать от профессионалов в основном критические отзывы. Вроде того, что Борис Иванович, как всегда, затянул действие. Спектакль идет больше трех часов. К тому же актеры играют любовь "как-то вяло и неубедительно". Все это и так, и не так. Может быть, берясь за Гауптмана, Луценко не ставил перед собой задачи изобрести что-то в режиссуре. Наверняка его увлекли иные цели. Это и конфликт старшего поколения с прагматизмом молодых, и возможность занять в спектакле практически всех актеров труппы. И наконец - просто заслуженный подарок премьеру театра Ростиславу Янковскому. Он прекрасен. Его персонаж - чиновник Маттиас Клаузен, три года назад переживший трагическую смерть жены, встречает 70-летний юбилей в кругу своей семьи. Но Клаузен, утративший подругу, теряет смысл жизни и даже намеревается свести с ней счеты. И лишь молоденькая сиделка зажигает свет в его, казалось бы, безнадежном существовании. Чувства Клаузена-Янковского встречают ответ в сердце сиделки Инкен в исполнении Анны Пинкевич. Но дети Клаузена ни перед чем не остановятся ради того, чтобы сохранить свое наследство. В этих корольлировских перипетиях персонаж Янковского можно только пожалеть. Но в исполнении народного артиста Клаузен - это не беспомощный старик, но исполин, крепко стоящий на ногах, вызывающий соучастие, но отнюдь не жалость. Он не горит от любви. Но так и должно быть. Его ум ясен, а сердце наполняют нежность, печаль и радость одновременно. Да, актер Янковский не влюблен в актрису Пинкевич. Но слезы, которые накатывают в кульминации первого действия, убеждают в правдивости действа.

Взрослые детки допекли-таки своего отца. Обвиненный в слабоумии и взятый под опеку, Клаузен решает уйти из жизни. Вот такая печальная и вполне реалистичная история. Возможно, рассказанная другими устами, она могла бы звучать более страстно или более слезно. Но мне кажется, что спектакль "Перед заходом солнца" Русского театра очень напоминает жизнь. Местами талантливую, местами нескладную. Но - единственную.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter