Нелегка и неказиста жизнь обычного таксиста

Из командировки вернулся рано утром.
Из командировки вернулся рано утром. Уставший, ремень тяжелой сумки больно впивается в плечо... А первого поезда в метро ждать еще добрых полчаса. На привокзальной площади меня сразу взяли в оборот несколько парней. Спортивные штаны, сдвинутые на затылок бейсболки - типичный костюм современных таксистов. Чаще всего - нелегальных...

Если нет разницы - зачем платить больше?

Работают такие "привокзальные извозчики" без лицензий, счетчиков и регистрации. Вылавливая в людных местах случайного пассажира, обдирают как липку... Тем и живут. Особенно иностранцев любят "подцепить", на худой конец - провинциала. Они города не знают - можно беззастенчиво "накрутить" ценник. Вот и меня хотят поймать как дурачка

: - До Уручья?.. - один из таксистов делает вид, что усиленно соображает. - Рублей двадцать пять будет. Ладно, за двадцатку повезу...

"Ну спасибо за "скидку", - думаю про себя.

Я сам автолюбитель. Знаю доподлинно: от вокзала до микрорайона - 15 км, не больше. Тариф у таксистов - 700 - 800 рублей за километр. Так что стоимость поездки по счетчику - 10 - 12 тысяч. Поэтому и направляюсь в сторону стоянки такси. "Официальные" водители, в отличие от частников, скромно сидят в своих машинах.

- Шеф, до Уручья сколько возьмешь? - интересуюсь.

- Аппарат насчитает, - кивает он на счетчик. - Десятку, может, чуть больше "нащелкает", - подтверждает мои прогнозы.

- Ты что мне ценник сбиваешь, - ощерился на водителя "нелегал", который плелся за мной через всю площадь. - Чего тут торчишь?.. - попытался ткнуть конкурента в бок. Тот увернулся, стал в боевую стойку.

- Поехали, - разрядил я обстановку, залезая в желтую "Волгу". Их "разборки" меня слабо волновали. Но как пассажиру хотелось домой: желательно поскорее и подешевле.

- Ладно, потом поквитаемся, - таксист нервно запускает двигатель. Владимир - так представился мой новый знакомый - всю дорогу не мог успокоиться. Да, нелегка жизнь простого таксиста...

Право кулака

Как оказалось, потасовки на стоянках такси - явление не такое уж редкое. Где-нибудь на окраине можно полдня простоять без клиента. Самые "лакомые кусочки" - автомобильные и железнодорожные вокзалы, крупные рестораны, гостиницы, людные перекрестки и проспекты, рынки. Вот за них-то и сражаются "нелегалы" - кулаками отгоняя от пассажиров своих законных коллег.

Владимир рассказал мне несколько подобных случаев из собственной практики. Возле автовокзала "Восточный" его постоянно пытаются избить... Возле Комаровского рынка не в меру ретивые конкуренты так и норовят испортить служебную машину. А возле гостиниц "Беларусь" и "Минск" неугодным под колеса подкладывают самодельные "ежи"...

- Самое обидное, что власти кардинально не искоренили проблему, - жалуется Владимир. - Легальные такси легко опознать: по бокам машины специальные полосы с шашечками, на крыше - фонарь, указаны наименование предприятия-перевозчика и его лицензия... Таково правило. "Нелегалы" спецокраски не делают. А паркуются в местах, в которых только такси разрешено парковаться. Такая ситуация - по всему городу. И ГАИ на нарушения правил остановки реагирует, к сожалению, не всегда...

Отбирают хлеб

Проблема "нелегалов", пожалуй, больше всего волнует таксистов. Сейчас "извозчиков" в городе предостаточно: и государственные парки, и частные, и индивидуальные предприниматели, маршрутки... А тут еще агрессивные "нелегалы" жить мешают, самые доходные районы контролируют. Впрочем, в карман государства тоже заглядывают: налоги эти "коммерсанты" не платят.

- Жена когда смеется, когда пилит, - вздыхает Владимир. - Мол, что ты за мужик: получка - 170 - 200 тысяч. А работаешь от зари до темна. А что в такой ситуации сделаешь? Редко в какой день плановые 70 тысяч удается в кассе насобирать. А зарплата зависит от выполнения месячной нормы. Получается, "нелегалы" у меня кусок хлеба отбирают.

Закон извилист и тягуч...

Неужели государственные службы - транспортная инспекция, ГАИ, налоговая инспекция - не могут совладать с "нелегалами"? Естественно, полномочий у этих ведомств хватает. Другой вопрос, чтобы взять таксиста-"нелегала" с поличным, надо попотеть. Когда-то я сам принимал участие в рейде по "бессчетчиковым" вместе с налоговой и милицией. Для банального административного протокола необходимо доказать коммерческую выгоду "любителя". Сесть в машину, проехать, расплатиться мечеными купюрами, потом изъять их у нарушителя... Вот тут-то и начинаются уловки. Недаром некоторые "нелегалы" деньги у клиентов берут по-хитрому. Руками до купюр не дотрагиваются: просят положить на приборную доску, в бардачок... Зато потом, если возникают вопросы, готова хорошая отговорка

: - Просто подвез хорошего человека. Не брал с него никаких денег. Видимо, он сам незаметно сунул в знак благодарности...

Другие хитрецы получают плату и тут же избавляются от меченых денег. Например, останавливаются у коммерческого ларька купить пачку сигарет. И засвеченные купюры плавно переходят к торговцу. И "извозчик" чист...

Словом, как ни крути, а мороки в борьбе с такими нарушителями много. А наказание - не столь уж и страшное: штраф. Правда, за три прегрешения в течение года грозит конфискация "орудия труда" - автомобиля. Но выявить тройной рецидив - задача не из легких. Чистая случайность. Поэтому случаи столь суровых мер единичны в Минске. Хотя незарегистрированных таксистов - сотни. И штрафные санкции их не особенно пугают. На подставного человека и массированную проверку нарываешься нечасто. В крайнем случае можно и штраф уплатить. А доходы бизнес приносит приличные: до 50 долларов в день...

Видимо, пора за "нелегалов" взяться не только налоговой, но и Госавтоинспекции. В большинстве людных мест стоять разрешено только такси: автомобилям с шашечками, соответствующей окраски. А всех остальных - "гонять". Получишь несколько штрафных квитанций за день - работать не захочется. Тогда и за лицензиями "нелегалы" потянутся. Хотя она и стоит 200 евро, но дарит спокойствие водителю, а также гарантирует качество услуг пассажиру.

Кстати, когда этот материал уже был готов к печати, мне стало известно, что около тридцати водителей ОАО "Легавтотранс" обратились в прокуратуру Минска с просьбой разобраться в ситуации с таксистами-нелегалами. Мы проинформируем читателей о развитии событий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter