О Болонском процессе

Некоторые итоги процесса

В Болонском процессе мы уже почти полтора года. Немного, но достаточно, чтобы оценить, как, куда и зачем идем. И что, собственно, за это время изменилось? Могу поспорить, большинство такой вопрос застанет врасплох, ведь проходные баллы во многих вузах не столько удивляют, сколько пугают, да и очереди иностранных абитуриентов за нашими дипломами пока не выстраиваются. Наверное, многие представители высшего образования с такой категоричной постановкой вопроса не согласятся, мол, имидж страны все–таки вырос, а мы стали полноправными членами общеевропейской образовательной семьи. Вот и на днях белорусская делегация вернулась из Рима, где проходило заседание консультационной группы по Болонскому процессу, а позже эксперты уже в Минске собрались за «круглым столом», чтобы подвести промежуточные итоги.

Об успехах высшего образования у нас принято говорить с осторожностью, завуалированно и с непременной отсылкой к будущему. Вроде как сейчас этого нет, но обязательно будет. Когда? После доработки очередного проекта, после всех согласований, после принятия энных поправок в Кодекс об образовании. Нужное подчеркнуть. Так и с дипломами, которые по умолчанию являются показателем, что высшее образование получено. Сегодня редкий работодатель станет смотреть вкладыш к вашей корочке. Разве что отдаст должное надписи «Дыплом», если она вместо стандартных серебристых написана золотистыми буквами — примета документа с отличием. А вот когда заработают болонские идеи, обещают специалисты, ситуация перевернется с ног на голову, ведь вкладыш к диплому окажется в центре особого внимания. Открываешь — и вот тебе полная картина, какой образовательный багаж у человека за плечами, какие дополнительные курсы он прошел в зарубежных университетах. Тут надо отметить, что некоторые вузы уже сейчас выдают такие приложения к диплому, но пока в Кодексе об образовании не появились соответствующие поправки, это всего лишь информационная справка без статуса документа.

Вообще, с Болонским процессом мы оказались в любопытной ситуации. С одной стороны, стремимся быть понятными в масштабах европейского образования, что дает новые возможности и совместные международные проекты. Ну разве не повод для гордости у Полоцкого госуниверситета, когда он запускает магистерскую программу вместе с португальскими коллегами? А с другой стороны, все наши усилия отнюдь не для Запада: главная цель — повысить свою конкурентоспособность на международном рынке, чтобы для себя же готовить высоко-

классных специалистов. При этом и собственные особенности сохранить... Вот говорят у нас упорно о пассивности студентов, которые, вздыхают в вузах, не готовы участвовать хотя бы в составлении расписания. Но спору нет, с появлением нашей страны на карте Болонского процесса стало проще продолжить образование за рубежом. Не последняя роль здесь у системы кредитов. Если раньше каждая учебная дисциплина измерялась в количестве часов, то сейчас им на смену пришли зачетные единицы, которые оценивают количество выполненных студентом работ. Это позволяет спокойно уехать в заграничный вуз на семестр, изучить там профильные дисциплины и получить здесь взаимозачет.

Спросите: а что делать всем тем, у кого диплом доболонской эпохи? Есть хорошая новость: сейчас в разработке национальная рамка квалификации, которая позволит определить уровень дипломов (бакалавриат или магистратура), выданных до вступления в Болонский процесс, в том числе и 20 — 30 лет назад. Согласитесь, будет справедливо, если те, кто грыз гранит науки в универе пять лет, смогут в заграничных вузах претендовать на учебу в докторантуре, минуя магистратуру.

А еще не надо сбрасывать со счетов, что мы оказались пионерами, ведь в свое время нам выставили «дорожную карту» по вступлению в Болонский процесс, где прописано, что нужно сделать до 2018 года. Правда, есть нюанс: ее выполнение можно корректировать по срокам, если они растягиваются по объективным причинам, как, скажем, заминка с изменениями в законодательстве. Эксперты настаивают: это не наказание, просто поменялась процедура вступления, и наша страна первой опробует новации. Более того, в 2018 году во Франции будут озвучены «карты» для других членов Болонского процесса, на деле вопросы есть ко многим. А что у нас? Вернувшаяся из Рима делегация отрапортовала, что по каждому разделу «дорожной карты» есть пункты, которые мы выполнили, которые в процессе и которые еще предстоит осуществить. Но новичкам, говорят, такое простительно. Да и случай здесь все же такой, в котором поспешать, как говорится, лучше не торопясь.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 201 (25083). Среда, 19 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter