В России состоялся единый день голосования

Некоторая смена вех

В России состоялся единый день голосования...

В России состоялся единый день голосования. В разных регионах страны избирали депутатов в местные законодательные собрания, а также глав городов и областей. Обычно местные выборы — мероприятие довольно скучное, тем более что в России в последние лет десять политическая система отличается стабильностью и предсказуемостью. Однако эти выборы стали исключением, создав интригу всероссийского масштаба.


Конечно, в первую очередь речь идет о выборах мэра Москвы и противостоянии двух основных кандидатов: Сергея Собянина, считающегося креатурой Президента В.Путина, и оппозиционного блоггера А.Навального. К фигуре последнего было приковано основное внимание, и, надо признать, ему удалось превратить выборы в шоу. Начав с громогласных разоблачений в адрес своего главного конкурента, впоследствии Навальный сам становится объектом разоблачительных атак. Не подкачала и группа поддержки Навального, в особенности светская львица Божена Рынска (в девичестве Женя Курицына) устроившая «агитационную» драку с прессой. В общем, кампания в Москве прошла оживленно, а Навальный за свои усилия был награжден почти 30% голосов и почетным вторым местом.


Не менее любопытными были и выборы мэра в столице Урала Екатеринбурге. Здесь триумфатором стал известный оппозиционный политик и общественный деятель, основатель фонда «Город без наркотиков», поэт, бизнесмен, коллекционер картин и икон Евгений Ройзман — фигура еще более колоритная, нежели Алексей Навальный, и столь же неоднозначная. Для одних он — герой и борец с наркоманией, для других — жулик и проходимец (еще в советское время Ройзман был осужден за кражу и мошенничество, впоследствии судимость была снята).


Как представляется, прошедшие выборы во многом являются по–настоящему судьбоносными в политической истории России и открывают новую главу в развитии ее политической системы.


Система, отстраиваемая В.В.Путиным в последние 13 лет, была основана на идее стабильности и поступательного, без рывков, развития. Это была, по сути, антикризисная модель, направленная на вывод России из крутого пике, в которое она рухнула в лихие 90–е. Такая модель была остро востребована в начале 2000–х гг., и именно это обеспечило политический триумф В.Путина.


Жизнь показала, что стратегия, избранная г-ном Путиным, была в целом верной. Удалось восстановить авторитет власти, укрепить федерацию, балансировавшую в 1990–е гг. на грани распада, упорядочить экономические процессы.


Однако ресурс этой модели (как, впрочем, и любой другой) оказался ограниченным, что стало очевидным уже к началу нынешнего десятилетия. Как представляется, основным (или одним из основных) здесь является поколенческий фактор.


Политика В.Путина была ориентирована на людей прежде всего старшего и среднего поколений, для которых оказался значимым опыт обвала 1990–х. Именно голоса этих людей привели В.Путина к власти, и именно их волеизъявление санкционировало курс на укрепление государства, стабилизацию социально–экономической сферы и сворачивание псевдодемократического политического балагана. Именно за это В.Путин впоследствии неоднократно подвергался обвинениям в авторитаризме.


Однако на рубеже десятилетий на авансцену стало выходить новое поколение. Это поколение «сытых 2000–х», для которого лихие 90–е — лишь мифологизированный медийный образ или смутные воспоминания детства. Поколение интернета и айфонов, для которого простая стабильность и уверенность в завтрашнем дне — недостаточное основание для легитимности действующей власти.


Ситуация в нынешней России чем–то напоминает ситуацию позднего СССР. Тогда молодое поколение, позднее прозванное «поколением пепси», увлеченно громило советские порядки ради «свободы», которая, собственно, и воплощалась в образе этого самого «пепси», а также джинсов, «шарпов» и прочих грез советского обывателя о «демократическом» потребительском рае. Современное «поколение айфона» тоже готово сокрушить «путинский авторитаризм» — правда, не совсем понятно, ради чего.


Несомненно, Путин реагирует на происходящие изменения гораздо более гибко и оперативно, нежели советская система. Возобновление прямых выборов губернаторов и мэров, пропуск в большую политику фигур вроде Ройзмана и Навального — вполне своевременная реакция на меняющиеся настроения. В то же время Путин вполне уверен в собственном ресурсе доверия. Действительно, людей, для которых приоритетом являются предсказуемость и стабильность, а не перемены ради перемен, по–прежнему большинство, и прошедшие выборы показали это со всей очевидностью. Однако 30% Навального и победа Ройзмана, обошедшего кандидата от «Единой России», — очень серьезная политическая заявка тех, кто «ждет перемен».

 

Советская Белоруссия №174 (24311). Вторник, 17 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter