На Брестчине поддерживают давние традиции проведения новогодних праздников

Нехорошо забытое старое

Новый год — это елка. Шампанское. Салат «Оливье». «Селедка под шубой». «Ирония судьбы, или С легким паром» на экране. За каждым столом под бой курантов обязательно прозвучат «древние» пожелания: старому году — все проблемы и горести, новому — светлое и хорошее. Кто–то встретит праздник на работе, кто–то — в пути. А может быть, в лесу, возле настоящей елочки в Беловежской пуще. Все больше среди моих знакомых желающих провести праздник не по советским традициям (под мелодию «Я спросил у ясеня») и без корпоративных часто пошлых игр и шуток, а как в старину.

Что сохранилось в Брестской области? Чем можно удивить гостей?

Конечно, без Деда Мороза вряд ли обойдется праздник. Приедет Дед с поздравлениями. Снегурочка. А знаете ли вы про Зюзю? Зюзя прописался в поместье Деда Мороза в Беловежской пуще недавно. Но герой–то старый. Древнее божество из белорусской мифологии. Зюзя — зимняя стужа. Седой толстый дед маленького роста, с косматой бородой, босой.

Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, рассказывала мне в детстве бабушка. Когда приходил в деревню, бил булавой и заковывал окна узорами. Зюзя — сильный мороз. На Коляды даже принято было оставлять ему часть кутьи, чтобы не лютовал. Хозяин кидал за окно первую ложку каши: «Мароз, хадзi куццю есцi».

Мне не доводилось в детстве Зюзю увидеть. «Выжил» народного деда новоявленный Дед Мороз. Теперь Зюзю можно заказать в гости к детям вместе с привычными зимними героями...

Довелось как–то мне в Березовском районе стать участницей интересного ритуала, который 31 декабря возьму на вооружение.

Праздничный стол. Вся семья в сборе. За 15 минут до окончания старого года все садятся, благодарят год уходящий. Дальше старший берет небольшую глиняную миску (на Брестчине повсеместно сейчас возрождается гончарное ремесло), наполовину заполняет водой. Ставит на середину стола. Все присутствующие протягивают левую руку и минуту держат над посудиной, в мыслях отдавая воде проблемы. Через минуту старший берет посуду и выливает воду со всеми бедами в окно или в раковину — куда ближе.

Как только наступает полночь, та же миска снова наполняется водой — уже до самого края. Теперь все протягивают к ней правую руку и желают себе всего–всего. Миску пускают по кругу — по солнцу, — и каждый выпивает свой «глоток желаний».

Интересно, правда? Это вам не записку с пожеланием жечь и пить потом, кривясь, шампанское с пеплом.

В Брестской области есть еще уникальный обычай встречи старого Нового года. Праздник «Коники» с 13 на 14 января наполняет весельем Давид–Городок Столинского района. Традиция ходить по домам с Коником сохранилась только в этом полесском городе, даже в окрестных деревнях такого нет. Это, можно сказать, карнавал по–белорусски.

Конь — белый. Голова из валенка. Грудь и круп — из корзин. Грива и хвост — из конопляной пакли. Колокольчик на шее обязательно.

А восседают на Конике, как правило, Генералы, Полковники, Рядовые и т.д. — ополченцы из местных жителей.

Однажды удалось побывать там и мне. Чтобы попасть на площадь, пришлось пройти через «таможню» ряженых. Отовсюду слышались поздравительные распевы: «Шчо–о–дры–ы веча–а–р! До–о–бры–ы веча–а–р!»

Одни городчуки несли яркие звезды, гремели в бубны, барабаны, играли на гармошках. Другие с нетерпением ожидали щедрующих.

Вместе с Коником, символизирующим силу и здоровье, заходили во дворы и квартиры Цыганка, Дед с Бабой, Коза, Корова и даже Смерть с косой, Дед Мороз со Снегурочкой и прочие герои масскульта.

Обойдя дома и поздравив всех с праздником, Коники и их хозяева продолжали веселиться на площади возле памятника князю Давиду. Э–эх!!!

Ну что, не появилось желание в ночь на 14 января 2015–го отправиться в Давид–Городок?

В Столине уже оформляют бумаги для включения «Коников» в Список нематериальных историко–культурных ценностей Беларуси. Этнографы даже задумываются о выдвижении обряда в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Почему нет?

Сейчас мы становимся свидетелями рождения новых традиций празднования Нового года. Но если протереть многие из них через сито воспоминаний, увидим, что большинство — это возвращение к истокам. Как благотворительные елки — маленькое новогоднее чудо, которое мы, взрослые, скоро подарим сиротам, инвалидам, детям из малообеспеченных семей. Как благотворительные шефские акции. Утренники в храмах.

Добрые традиции возвращаются...


Советская Белоруссия №241 (24622). Четверг, 18 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter