С начала года на предприятиях Брестчины произошло 76 несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом

Нехорошо сидим

Бытует расхожее мнение: большинство увечий на производствах работники получают, будучи во хмелю
Бытует расхожее мнение: большинство увечий на производствах работники получают, будучи во хмелю. Однако статистика дня сегодняшнего говорит об ином. Знакомлюсь с анализом несчастных случаев, который подготовили работники Брестского областного управления департамента инспекции труда. С начала года на предприятиях региона произошло 76 несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом. Так вот, по вине алкоголя из этого количества чуть менее 2 процентов. Зато почти треть — нарушение потерпевшим трудовой и производственной дисциплины. На втором месте, 16 процентов, — невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. В сумме это резкий отрыв от всех остальных причин, а их ни много ни мало — 20. И примерно такая картина повторяется из года в год.

Это тот самый человеческий фактор, который по–прежнему, если можно так сказать, калечит людей, уносит их жизни. Причем в маховики механизмов, под колеса тяжелой техники или высокое напряжение попадают опытные специалисты. Судите сами: самый травмоопасный возраст — 36 — 45 лет. А наибольшее число несчастных случаев приходится на середину рабочей недели. Так что дело тут не в пьянстве и злостной халатности, а в неискоренимом нашем... авось.

Например, этой осенью погиб лесник в Беловежской пуще. Обстоятельства банальны. Лесозаготовительная бригада работала на делянке в одном из кварталов. Одна из спиленных сосен, зацепившись за ветки, до конца не упала. По инструкции зависшее дерево нужно было снимать лебедкой, которая находилась в рабочей машине, или рычагом. Но к чему эти сложности, когда можно просто обрушить на него другую сосну? Так и поступили. Все бы, может, и обошлось, вот только зависшая сосна упала не в сторону валки, а в направлении, где работали лесник и еще один лесоруб. Они выносили заготовленные материалы в безопасную зону. Каски у лесника не было. От удара дерева он скончался на месте...

Виновных трое. Погибший, который пренебрег осторожностью и средствами защиты, лесоруб и мастер, обязанный контролировать рабочий процесс. И такие ситуации возникают сплошь и рядом. Виктор Вакульчик, начальник отдела Брестского областного управления департамента инспекции труда, рассказывает о еженедельных рейдах по производствам. Их инспекция проводит совместно с санэпидемстанцией, энерго– и пожарным надзором. Выявляют недостатки, дают рекомендации по их устранению. И, окажись проверяющие на той лесосеке, — беды бы не случилось. Однако контролеров на всех не хватает, а беспечность, увы, повсеместна.

Приемщик поездов в Бресте поднялся на крышу вагона, стоящего на путях под контактным проводом, и был убит током. Брестский каменщик погиб, упав с высоты 12–этажного дома из–за неисправных подмостков. Работница одного из СПК в Брестском районе выпала из тракторного прицепа и разбилась насмерть, хотя людей таким образом в принципе перевозить нельзя.

При этом сегодня даже самые бедные предприятия в состоянии обеспечить работника необходимым набором средств защиты. Вопрос —– как это выглядит на практике. Виктор Вакульчик приводит еще один пример. СПК. В поле за несколько километров от ангаров выходит техника. Ломается трактор. Заменить деталь — несколько минут. Достал сломанную, пару раз ударил молотком, вставил новую — и работай дальше. Вот только нюанс: от удара молотка по железу летят искры. Но разве же мог эту ситуацию предугадать бригадир, который не выдал работнику защитные очки? Не бежать же за ними ради таких пустяков в гараж. В результате трактористу выбило глаз. Такой вот случайной искрой...

И не скажешь, что ситуация с охраной труда пущена на самотек. Только в этом году сотрудники Брестского областного управления департамента инспекции труда провели почти 900 проверок и почти столько же должностных лиц привлекли к административной ответственности, причем 11 уволили с работы. Нашли 10 с половиной тысяч нарушений, остановив работу 510 единиц техники, которая по своему техническому состоянию угрожала жизни работников. Но если поднять аналогичную статистику по прошлым годам, то в целом ситуация будет схожей. Причина одна — безответственность на всех уровнях.

Как повысить ответственность за безопасность на всех уровнях — от рабочего до генерального директора фирмы, — сегодня специалисты охраны труда однозначно ответить не могут. Быть может, наибольший эффект по–прежнему даст, образно говоря, метод кнута и пряника. Только кнут должен быть жестче, а поощрение весомее. Нет ни одного ЧП на участке — получи, мастер, премию. Нашли проблему — распишись в ее стопроцентном лишении. То же касается и рядовых рабочих. Возможно, уволив штукатура за неоднократную халатность, руководитель спасет ему жизнь. А себя избавит от множества проблем.


alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия №232 (24613). Пятница, 5 декабря 2014

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter