О теневой экономике

Нехорошие схемы

Почему за тех, кто не желает финансировать содержание школ, больниц, поликлиник, должны платить все остальные?

Даже в странах, где неуплата налогов считается тягчайшим преступлением, доля теневой экономики балансирует на уровне 5 — 7 процентов. Для нас тоже не менее актуален вопрос: почему за тех, кто не желает финансировать содержание школ, больниц, поликлиник и даже собственной будущей пенсии, получая зарплаты «в конверте», должны платить все остальные? Дело чести государства — принимать эффективные меры для минимизации нелегальных доходов и бороться с их отмыванием. Однако прежде хорошо бы знать «точки серого роста». Вот с этим как раз проблема. Все попытки оценить объем теневой экономики показывают: дело это весьма субъективное и зависит от многих факторов — методик, способов исследований и подсчетов. А разброс в показателях — вполне нормальное явление.


53 процента ВВП в тени. Такой увидел экономику нашей страны шесть лет назад австрийский профессор Фридрих Шнайдер, чьи исследования были взяты за основу Всемирным банком и Международным валютным фондом. В компании с нами, в промежутке между 60 и 40 процентами, оказались Азербайджан, Украина, Армения, Молдова, Россия и практически все страны СНГ. Между тем, по оценкам Белстата, ненаблюдаемая экономика как совокупность скрытой, неформальной и незаконной экономической деятельности в 2009 году составляла 7,9 процента ВВП, годом позже — 9,5 процента и последние из имеющихся данных — 8,6 процента за 2011 год. Основные источники и составляющие неконтролируемых доходов — село (преимущественно личные подсобные хозяйства), торговля и сфера услуг. При этом официальная статистика не усматривает существенных теневых оборотов в рыболовстве, гостиничном, ресторанном бизнесе, в финансовой сфере и здравоохранении. Их доля в ВВП, по Белстату, равна нулю. Хотя здесь имеются сомнения.


Вот, скажем, недавно в акт проверки придорожного сервиса Комитетом госконтроля Минской области попал ресторан в Дзержинском районе. В его трех залах (один бильярдный), отделанных натуральными материалами — дерево, камень, кованое железо и шелк, можно одновременно принять до 250 гостей. Еще 100 мест имеется в летних беседках на улице. В меню множество блюд русской, национальной, кавказской и европейской кухни, в том числе из русской печи по старинным рецептам. Дорогая посуда. Повара 5–го разряда, свободно владеют английским. Внедрены специальные компьютерные программы обслуживания посетителей, которые улучшают логистику и автоматически контролируют выручку.


Вот только выручки третий год все нет. По отчетам, предприятие балансирует на грани разорения, ссылаясь на недостаточную известность широкому кругу посетителей. Лет десять назад такая «легенда» вполне сошла бы за чистую монету. Но теперь масла в огонь подливают социальные сети, куда граждане активно выкладывают в первую очередь самые счастливые моменты своей жизни. И все тайное становится явным. «Погуглив» раскрученные сайты, Сергей Козенко, начальник отдела КГК Минской области, обнаружил две яркие фотосессии свадеб, состоявшихся в том самом заведении. Только по этим мероприятиям доказано сокрытие почти 30 миллионов рублей выручки. Ведь, по документам заведения, никаких свадеб в указанные дни никто не справлял.


Аналогично у нас работают придорожные гостиницы. В некоторых за год официально останавливается не более... 15 человек. Впрочем, с этим явлением справиться довольно просто: вмененный налог — и пусть себе гуляют. Как уже поступили с СТО.


Есть у нас проблемы посложнее. Из 253 тысяч зарегистрированных в стране индивидуальных предпринимателей 98 тысяч заняты розничной торговлей. Причем с уникальными особенностями. Можно ли представить в другой европейской стране, чтобы какой–нибудь мелкий торговец, у которого в аренде небольшой магазинчик на рынке, летал в Китай или ездил в Россию за товаром и доставлял его оптом без сертификатов, сопроводительных документов да еще и в обход официально взимаемых в государстве пошлин? А у нас — пожалуйста, и сколько угодно. Хорошо известны схемы, контрагенты. По разным оценкам, объемы такого теневого импорта доходят до 30 процентов, создавая реальную конкуренцию официальным поставщикам. За предоставленную невиданную свободу наши индивидуальные предприниматели расплачиваются двойным фиксированным налогом. Это сущие пустяки для нелегальных теневых оптовых фирм, прикрывающихся аббревиатурой ИП.


Впрочем, некоторых подводит известная беда — жадность. К примеру, недавно в поле зрения Комитета госконтроля Минской области попала индивидуальная предпринимательница, которая приобрела и использовала с 2009 по 2013 год 800 тысяч контрольных знаков. 408 тысяч — для маркировки кофе и 392 тысячи — чая. Специалисты не дадут преувеличить — это объемы оптовой организации средней руки. Как коммерсантка, имеющая всего один киоск на рынке «Ждановичи», умудрялась поставлять такие объемы товара и одновременно стоять за прилавком? Непонятно также, где брала валюту? В списках покупателей долларов или российских рублей в обменниках ее фамилия не значится. А 90 тонн чая и кофе, попавшие на рынок без документов, подтверждающих качество — разве нормально? Теперь с этим будут разбираться компетентные органы. Меня же привлек отчет дамы об объемах ввоза и реализации товаров, маркированных контрольными знаками, за апрель — июнь 2013 года. Из собственноручно составленного и подписанного гражданкой документа следует, что за квартал она в своем киоске реализовала 4 тонны кофе в среднем по 1.637 рублей в пересчете на 100 граммов. Ничего не скажешь, невиданная щедрость...


Для оценки масштаба явления приведу статистику Министерства по налогам и сборам. Ведь все заработанное даже не совсем честным путем рано или поздно дает о себе знать. В 2012 году налоговые инспекции поинтересовались источниками средств на дорогостоящие квартиры, автомобили, экскурсионные туры у 24 тысяч граждан. В итоге значительная часть из них ничего вразумительного объяснить не сумела и добровольно заплатила 7 миллиардов рублей налога. За 8 месяцев года нынешнего 13 с лишним тысяч жителей страны при таких же обстоятельствах перечислили в бюджет 7,4 миллиарда рублей.


Но представьте себе, на протяжении последних пяти лет количество уголовных проявлений в экономической сфере у нас падает. Да еще как! С темпом 6 процентов в год на 10 тысяч экономически занятого населения страны и на 9,5 процента в расчете на тысячу зарегистрированных плательщиков налогов, сборов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это результаты анализа, проведенного органами финансовых расследований Комитета госконтроля. Однако, по словам начальника оперативно–аналитического управления департамента финансовых расследований КГК Юрия Мехедова, ничего сверхъестественного в том нет. Бабушки с пачками сигарет у переходов и одиночки валютчики–нелегалы, делавшие статистику, уходят на покой. Мир переживает новый виток развития нелегальных схем и методов уклонения от уплаты налогов и сборов. Проще говоря, «серый» бизнес совершенствуется. И выгодное географическое положение нашей страны активно используется в качестве теневых каналов транзита не только товарных, но и денежных ресурсов.


С этим активно борется департамент финансовых расследований КГК. С начала года в бюджет обеспечено поступление более полутриллиона рублей. К административной ответственности привлечено 866 граждан. Выявлено 761 преступление. Заблокированы расходные операции по счетам 462 предприятий, имеющих признаки лжепредпринимательских структур, почти на 50 миллиардов рублей. Яркий пример. В Витебской области возбуждено уголовное дело против группы граждан, которые, используя реквизиты, бланки строгой отчетности, печати, расчетные счета подконтрольных им 8 субъектов хозяйствования, проводили незаконные валютно–обменные и финансовые операции по обналичиванию денежных средств. Доказанная сумма — не менее 24,7 миллиарда рублей.


В этой связи не таким уж удивительным кажется факт, обнародованный исследовательским центром в Вашингтоне, который поставил Беларусь на 16–е место в мире по объему нелегального оттока капитала за 2002 — 2011 годы. По оценкам американцев, за 10 лет из страны вывезено 75 миллиардов долларов. Для сравнения, триллион из Китая, 880 миллиардов — из России, занявшей второе место в мире. Точность цифр, конечно, можно подвергать сомнению, но то, что отечественным лжепредпринимательским структурам столько же лет, сколько и нашей государственности, — факт бесспорный. Их сфера деятельности — «обналичка» теневых доходов и услуги по легализации товарно–материальных ценностей и денежных средств. Причем такая преступность не знает границ.


Прямая речь


Василий Каменко, заместитель министра по налогам и сборам:


— Если говорить о теневой экономике, то не стоит это явление слишком драматизировать. Я уверен, рано или поздно мы выявим людей, которые живут не по средствам. Ведь, в конце концов, деньги, ушедшие от налогообложения, трансформируются в покупку дорогой недвижимости, автомобилей, экскурсионных туров, повышение качества жизни. Сегодня у нас еще недостаточна информационная база, но постепенно она расширяется. За рубежом, к примеру, налоговые службы получают информацию даже о дорогостоящих покупках в магазинах, о крупных суммах вкладов в банках. Мы также постоянно анализируем доходы и расходы наших граждан. Хуже, если теневые деньги не остаются в качестве инвестиций, а уходят транзитом из страны. Вот с этим надо серьезно бороться.


Советская Белоруссия №244 (24380). Пятница, 27 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter