Неиссякаемый фонтан

Как только заходишь в здание Музея современного изобразительного искусства, за окошком администратора пожилая женщина тут же дружелюбно сообщает: "Галерея эмоций — на втором этаже! Вам туда!”

Эту выставку, которая уже несколько месяцев путешествует по разным городам и странам, искусствоведы называют по-разному — “галерея эмоций”, “собрание мыслей и чувств”, “пение разума”. Официально, в переводе с бенгальского языка — родного языка автора, она называется “Фонтан-искусство”. Одновременно это и название стиля, который придумал сам художник Шри Чинмой — индус, известный во всем мире писатель, поэт и драматург, чье творчество посвящено самопознанию и духовному раскрытию.
Он родился в Бенгалии в 1931 году, после тридцати переехал в Нью-Йорк, где и основал собственное философское учение, главная мысль которого заключалась в нескольких словах — “здоровье, сила и долголетие”.
Что касается графических работ, которые могут увидеть минчане, то на первый взгляд они кажутся примитивными и слегка наивными. Такое чувство, что рисовал ребенок лет шести. Однако, по мнению искусствоведов, в этом и заключается позиция мастера — выражение своих эмоций, мыслей и чувств через творчество на бумаге.
— По профессии я художник-модельер, — говорит Ольга Шараховская, одна из первых посетителей. — И могу сказать, что у меня тоже похожий авторский метод, в котором — синтез искусства и философских течений. Смотришь на такие работы, и тут же наступает умиротворение. В них особая аура, и только на первый, невнимательный взгляд в этих картинах нет ничего особенного. Остановитесь, присмотритесь и почувствуете такой свет.
Воспринимать стиль Чинмоя помогает постоянное музыкальное сопровождение в зале — тонкая, немного космическая музыка, которая тут же окунает посетителей в своеобразную атмосферу. Кстати, в своих работах Шри Чинмой использовал антикоррозийную бумагу и только акриловые краски — они не смешиваются между собой и помогают более целостно воспринимать изображение. Цвета самые разнообразные — от ярких и пестрых до серых и даже черных.
— Здесь нет привычных зрителю образов, — рассуждает куратор выставки Владимир Лунёв, который специально сопровождает экспозицию в странах СНГ, — и зритель не видит привычных тем и знакомых предметов. Именно поэтому сознание отдыхает и работает подсознание.
Позывные своей души для этой выставки автор воплотил в образе птиц. Птицы — на каждой работе, и именно их философ называл “маленькими надеждами своего сердца”. Примечательно, что свои работы Чинмой рисовал специальными кисточками, которые ему создавали под заказ. Такие кисти были разных размеров и форм, да и рабочей частью “волшебной палочки художника” чаще всего служили поролон, шерсть и даже тонкие перья. Правда, иногда вдохновение нагоняло художника и в дороге. Тогда он брал бумагу, краски и рисовал пальцами.
Шри Чинмой написал сотни картин, книг. Он читал лекции в ведущих университетах планеты и даже руководил так называемой “медитацией мира в Организации Объединенных Наций”, предлагающей занятия сотрудникам аппарата и представителям государств — участников ООН дважды в неделю.
Скончался философ всего несколько месяцев назад, в возрасте 76 лет в Нью-Йорке, навсегда сделав свой “Фонтан-искусство” вечным.
В Минске выставка продлится до 16 декабря.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter