Негаснущий огонь. Какая связь между женской модой и изделиями из хрусталя.

В этот рассказ о волшебниках и “материалистах”, работающих на стеклозаводе “Неман”, автор решил вкрапить комментарии главного художника предприятия Ольги Подлипалиной. Потому что они показались своеобразными. А еще по той причине, что лучше профессионала не скажешь.

...Тот, кто хоть раз побывал на стекольном производстве, обязательно поспорит со сталеварами, утверждающими, что “в мире нет прекрасней красоты, чем красота горящего металла”. Оказывается, есть! Это красота горящего стекла, красота изделий из него. Если первая завораживает, то вторая заставляет восхищаться. Ведь, оказывается, даже технологический брак может стать произведением искусства, поскольку способен дать и неожиданную форму, и оригинальную окраску стекла.
Ольга Подлипалина: “Стекло — это душа. Это и стихия, материал, который никогда полностью не подчинится человеку. Его невозможно подчинить, как невозможно обуздать торнадо, цунами. Стекло — это одновременно и вода, и огонь, и воздух”.
Когда наблюдаешь за работой стеклодувов, замечаешь, как размеренны, точны и неторопливы их движения. Будто каждый жест — дань уважения стеклу. Оказывается, это не только уважение, но и осторожность. В руках у них, как у легендарного Данко, факел, способный излучать радость и тепло, но и могущий испепелить. Одна деталь: работать стеклодувами не берут левшей, поскольку в силу этой особенности они могут делать неверные движения.
В сентябре на заводе запустили новую печь, на ней установлены роботы-наборщики, что значительно ускорило процесс изготовления изделий. Но квалифицированные рабочие могут работать не менее производительно, чем механизмы. Квалификационный же уровень коллектива очень высок. На предприятии много династий. Издавна, а “Неману” уже 127 лет, из поколения в поколение переходило ремесло. Здесь все 11-тысячное население Березовки живет стеклом, трудится ради его красоты. Пишут свои трудовые биографии династии Багинских, Брилей, Василевских, Клюкевичей, Шиманских и многие другие. В день посещения завода на участке сувениров трудился Сергей Шиманский. С помощью нехитрых приспособлений он создавал удивительные фигурки из стекла, “вытягивал” различной формы предметы, которые в качестве сувениров вскоре появятся на полках магазинов. Пройдет несколько часов, и его сменит брат Николай, который работает на этом же участке. Стекольное волшебство не должно останавливаться.
Оно действительно не останавливается, поскольку нельзя потушить печь. Она по технологическим нормам зажигается и гасится один раз в два года. Что тоже особенно, печи монтируются на втором этаже, чтобы стекломассу подавать снизу, таким образом избегая накопления в ней воздушных пузырьков. В последнее время на заводе появилось много нового оборудования, более производительного. Но процесс изготовления изделий остался прежним. И обработка хрусталя без умелых рук не обходится. Каждое изделие проходит через тысячи рук прежде чем попасть к покупателю. При этом качество его пятикратно(!) контролируется.
Бытует мнение, что хрусталь нынче потерял былую популярность. Если ранее хрустальная ваза, набор бокалов были шикарным подарком, обязательно в квартирах выставлялись на видном месте, то теперь это отнюдь не показатель благополучия.
Ольга Подлипалина совершенно иного мнения: “Главное опровержение такого мнения — количество потребителей нашей продукции. Они не только в Беларуси, но и в Польше, Иране, Франции, России, Азербайджане. Там считают, что пользоваться красивой хрустальной посудой — значит уважать себя. Вот доказательство: за 9 месяцев нынешнего года объем экспорта достиг почти 37 миллиардов рублей, что составляет более 70 процентов общего объема продаж. Я придерживаюсь такой же точки зрения. Ведь сок или молоко можно пить и из пластикового стаканчика, а можно из хрустального бокала. Из чего приятнее и эстетичнее? Или, скажем, хрустальная рамка для фото стоит недешево. Но разве фотография хорошего человека не достойна дорогой оправы? Так что все по теории эволюции: движение по спирали и возвращение на новом этапе на круги своя”.
Ассортимент стеклозавода “Неман” поражает своим многообразием. Художники и дизайнеры разработали более 10 тысяч наименований изделий. Только в минувшем году 247. Три тысячи из них изготавливаются на потоке в течение месяца, почти полторы тысячи выпускаются постоянно. В нашей республике они реализуются в 11 фирменных магазинах и секциях, функционирующих в столице, областных центрах и других крупных городах.
Мастера-стеклодувы сходятся во мнении, что стекло — материал с практически неограниченными возможностями. Музей предприятия, в котором выставлены не только лучшие образцы художественно-прикладных изделий, но и многочисленные награды самых престижных конкурсов и выставок, — подтверждение этому. Но каждое время привносит в дизайнерские решения свои особенности. Каковы они сейчас?
Ольга Подлипалина: “Немцы говорят — сегодня это юбка на фрау, а завтра будет стоять на столе. Речь идет о проецировании женской моды на дизайн изделий из хрусталя. Появились облегающие юбки — и были разработаны подобной формы рюмки и бокалы. Вошли в моду мини, обнажились стройные ноги — такие же высокие и тонкие ножки приобрела и посуда. Стали женщины носить ботфорты, и это сразу же сказалось на стекольном дизайне. Сейчас он тяготеет к раскрытым формам, формам-колокольчикам. Даже доминирующая цветовая гамма женской одежды постепенно переходит на стекло”.
А сейчас о “прозе” производства. ОАО “Стеклозавод “Неман” — своеобразное государство в государстве по уровню производственной обеспеченности. На территории предприятия профтехлицей, готовящий для него кадры. В литейке изготавливаются формы для будущих изделий. Механический цех обеспечивает ремонтные работы. Стекольщики сами составляют шихту (сырье для стекла), сами упаковывают готовую продукцию.
Экономическую обеспеченность в последнее время значительно повысила установка нового оборудования, в разы увеличившего производительность. Но жизнь не стоит на месте. И сейчас на “Немане” реализуется проект производства стекловаты. Подготовлено помещение под монтаж итальянской технологической линии стоимостью 20 миллионов евро. Экономисты говорят, что игра стоит свеч. Республике сейчас приходится закупать этот утеплительный строительный материал, ежегодно затрачивая 30 миллионов евро. Пуск линии стекловаты производительностью 50 тонн в сутки не только удовлетворит потребности строителей, но и вдвое увеличит объемы производства на заводе. И работать здесь будут всего 90 человек. Уже сейчас потребители готовы заключить договоры на будущие поставки. Так что перспективы у коллектива радужные не из-за окраски стекла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter