Куда повернет ценовая кривая барреля?

Нефтяные качели

Новые технологии снижают себестоимость добычи углеводородов. Куда повернет ценовая кривая барреля?
Мировые цены на нефть давно перестали быть уделом узкого круга специалистов и биржевых спекулянтов. И наша страна, даже не входя в число нефтяных держав, вынуждена следить за ценовыми колебаниями на глобальном рынке. Причин тому немало. Экспорт нефтепродуктов — важнейшая статья нашего бюджета, и продолжающийся ценопад ведет к снижению маржи от переработки черного золота. Наконец, это бьет по российскому рублю, от курса которого во многом зависят доходы наших предприятий-экспортеров. 



В наш республиканский бюджет 2016 года планируется заложить цену на нефть в 50 долларов за баррель. Сообщивший об этом первый заместитель министра экономики Александр Заборовский напомнил: пару месяцев назад обсуждалась цифра в 57 долларов. Нынешний скорректированный показатель совпадает с прогнозом российских коллег. И большинства аналитиков.

Однако цена нефти — вещь крайне неустойчивая, она зависит от множества факторов. По сути, это спотовые (биржевые) цены. И если общемировой спрос на нефть при колебаниях цены почти не меняется, то спотовые цены подвержены значительным всплескам. Решающим фактором при этом может выступить (и постоянно выступают!) множество политико-экономических событий планеты. Иными словами, ни о какой привязке к рентабельности или иным объективным экономическим показателям в установлении топливных цен речи не идет. Показатели рентабельности — так называемые точки безубыточности — как раз известны, легко просчитываемы и более или менее стабильны. Например, по состоянию на прошлый год компании Morgan Stanley и Rystad называли в качестве точек безубыточности следующие цифры: для средневосточной нефти — 24 доллара, шельфовой — 41, тяжелой — 47, российской — 50, глубоководной — 52, сверхглубоководной — 56, арктической — 75 долларов. Хорошо видно, что для России минимум “полтинник” за баррель просто жизненно необходим. Каждый доллар падения цены на нефть влечет за собой годовое недополучение российским госбюджетом до 2 миллиардов долларов. В то время как Саудовская Аравия, например, вполне может играть и на “пониженных тонах” без особого ущерба для себя.

Что она, собственно, и делает. И не только она. Новые технологии добычи углеводородов, существенно удешевляющие и упрощающие сам процесс, внедряются в США. Например, что касается сланцевой добычи, то традиционный гидроразрыв начинает вытесняться технологией плазменного импульса. Она не требует больших объемов воды, экологически более безопасна, при этом существенно повышает отдачу месторождений. Себестоимость барреля при такой добыче чуть превышает 20 долларов.

Мириться с подобным положением вещей остальные страны не намерены. 3 декабря в Вене должен состояться саммит ОПЕК, от итогов которого зависит очень многое. Накануне министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино предупредил, что если ОПЕК не стабилизирует рынок, то в дальнейшем стоимость нефти может упасть до 25 долларов за баррель. А это уже некомфортно даже для стран Среднего Востока. Для недопущения подобного сценария Саудовская Аравия и Катар даже готовы рассматривать венесуэльское предложение по установлению равновесной цены на уровне 88 долларов за баррель Brent. Однако аналитики оценивают перспективы ценового роста крайне осторожно. Согласно очередному годовому прогнозу Международного энергетического агентства до 2020 года спрос на нефть будет расти лишь на 1 процент в год. В докладе рассматривается и сценарий, при котором нефть удержится на 50-долларовой отметке до 2020 года. По мнению экспертов, именно негибкая политика ОПЕК, не желающей сокращать добычу, делает сценарий низких цен более вероятным. Но следующий четверг обещает расставить все точки над “и”. По крайней мере, сделать нефтеценовые прогнозы менее туманными.




МНЕНИЕ

Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари:

— Достоверно спрогнозировать цены на нефть на год вперед не может никто. С одной стороны, есть фундаментальные факторы, которые поддаются прогнозированию: это изменения предложения и спроса на нефть, технологические факторы. С другой — действует множество форс-мажорных факторов, когда теоретически можно предположить сильное ухудшение ситуации на Ближнем Востоке или, наоборот, ее внезапное урегулирование, которое может значительно повлиять на нефтяные цены. Мне кажется наиболее правдоподобным сценарий, когда нефть будет колебаться вокруг центральной отметки 50 долларов за баррель — в среднем находиться в диапазоне 45—55 долларов.


osipov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter