Нефтяной пасьянс. В страну начались поставки каспийской нефти.

В минувший уик-энд танкер MINERVA ASTRA под греческим флагом доставил в одесский порт “Южный” 81 тысячу тонн азербайджанской нефти для Беларуси. После необходимых процедур ранним воскресным утром началась откачка сырья в резервуары порта. Со дня на день углеводородное сырье по нефтепроводу “Одесса — Броды” поступит на Мозырский НПЗ.

В минувший уик-энд танкер MINERVA ASTRA под греческим флагом доставил в одесский порт “Южный” 81 тысячу тонн азербайджанской нефти для Беларуси. После необходимых процедур ранним воскресным утром началась откачка сырья в резервуары порта. Со дня на день углеводородное сырье по нефтепроводу “Одесса — Броды” поступит на Мозырский НПЗ.

Если танкеры с венесуэльской нефтью стали привычным явлением в акватории Черного и Балтийского морей, то контракт на поставку азербайджанской нефти в Беларусь, заключенный между Белорусской нефтяной компанией и Государственной нефтяной компанией Азербайджана, в полную силу заработает только в этом году. И это еще один результат той большой работы, которую осуществляет белорусское руководство по диверсификации источников сырья.
На днях в Москве поставлена точка в переговорах об условиях поставки российской нефти в Беларусь. На отечественные НПЗ впервые в этом году потекла беспошлинная нефть из соседней страны. В нынешнем году с учетом согласия России поставить беспошлинно в нашу страну 21,5 млн тонн нефти у Беларуси есть возможность вернуть ситуацию на уровень 2009 года, когда потребность белорусских нефтепереработчиков в сырье полностью обеспечивалась за счет поставок российской нефти. Однако, несмотря на благополучный исход, эксперты уверены, что официальный Минск не станет отказываться от альтернативных поставщиков углеводородного сырья. И тому есть свои причины.

Стратегический ресурс

За последний год на мировом рынке энергоресурсов произошли серьезные корректировки. Россия по объему добычи нефти опередила Саудовскую Аравию, Венесуэла вышла в лидеры по запасам черного золота, а развивающийся астрономическими темпами Китай стал самым крупным потребителем углеводородов.     Вместе с тем, по оценкам экспертов Оксфордского университета, в мире осталось всего 850—900 млрд баррелей нефти, так что эпоха дешевых энергоносителей, скорее всего,  закончилась.
Учитывая, что в компанию лидеров по добыче нефти кроме Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, ОАЭ, Ирана входят Россия, США и Китай, можно предположить, что напряженность и конкуренция между странами-поставщиками, транзитерами и потребителями энергоресурсов будет только нарастать. И в этой борьбе свои интересы есть у Беларуси.
В Концепции национальной безопасности нашего государства немаловажная роль отводится энергетической безопасности, которая обеспечивается в том числе за счет диверсификации импорта энергоресурсов, напоминает экономист Алексей Беляев. “Конечно, нам выгоднее работать с Россией, но полагаться только на один источник сырья нынче весьма рискованно, — отмечает эксперт. — Мало ли что может произойти завтра в наших отношениях. Поэтому стране жизненно необходимо иметь несколько поставщиков черного золота.

Надежный партнер

Первой свое плечо в трудную минуту нам подставила Венесуэла. В прошлом году белорусские и венесуэльские специалисты совместно добыли 730 тысяч тонн нефти, а также около 300 млн куб. м природного газа. В этом году добыча нефти возрастет до 1,2—1,3 млн тонн, сообщил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.
С мая прошлого года по сегодняшний день на белорусские НПЗ из портов Одесса, Мууга и Клайпеда по стальным магистралям перевезено 23 танкера с легкой венесуэльской нефтью сорта “Санта Барбара” в объеме более 1,7 млн тонн. Нефтяные проекты в Венесуэле уже пополнили нашу казну на 52 миллиона долларов. Недавно венесуэльский посол в Беларуси Америко Диас Нуньес заявил, что в ближайшее время его страна намерена расширить свое присутствие в Беларуси и увеличить поставки углеводородов.
В нынешнем году наряду с железнодорожным транзитом венесуэльской нефти начнутся регулярные поставки сырья в Беларусь по нефтепроводу “Одесса—Броды”. Пробная прокачка нефти по этому маршруту в объеме 80 тысяч тонн состоялась в ноябре 2010 года, а на прошлой неделе Белорусская нефтяная компания подписала контракт с “Укртранснафтой” об оказании услуг по транспортировке нефти на Мозырский НПЗ в 2011—2013 годах по своп-схемам (то есть на условиях замещения).

Договор с гарантией

— В 2011 году трубопроводным транспортом в Беларусь будет поставлено не менее 4 млн тонн нефти по своп-контракту с участием Азербайджана и Венесуэлы, — констатирует директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. — Суть его в том, что Азербайджан будет поставлять свою легкую нефть в Беларусь, а взамен получать нефть, которую Беларусь закупит в Венесуэле.
По словам экспертов, закупка азербайджанской нефти — проект взаимовыгодный. Для нефтяной компании Азербайджана это расширение поставок в Европу, к чему компания стремилась давно, для Беларуси — диверсификация энергопоставок и повышение рентабельности переработки сырья. В сравнении с венесуэльской нефтью, которую Беларусь будет закупать и дальше, это еще и сокращение сроков поставки, а значит, экономия ресурсов.
В ближайшее время в порт Южный должен прийти еще один танкер с азербайджанской нефтью. По расчетам Белорусской нефтяной компании, в месяц планируется принимать по три-четыре танкера.
На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе готовы к переработке легкой азербайджанской нефти сорта “Айзери Лайт”. Завод будет перерабатывать ее так же, как и венесуэльскую, в смеси с российским сырьем “Юралс” по отработанной технологии.
— “Айзери Лайт” — это легкая нефть, из нее можно получить большее количество светлых нефтепродуктов, чем из углеводородного сырья типа “Юралс”. Высокий потенциал выработки светлых нефтепродуктов имеют также венесуэльская и белорусская нефть”, — отметил заместитель генерального директора предприятия Виталий Павлов.
Благодаря своп-схемам на каждой тонне поставляемой нефти Беларусь сэкономит 10—11 долларов.  Кроме того, аверс нефтепровода “Одесса—Броды” позволит Беларуси снизить затраты на транспортировку нефти на 25—30 долларов.
По мнению украинских аналитиков, выполнение договора будет способствовать усилению энергетической безопасности Украины и Беларуси и региона в целом и создаст предпосылки для начала работы Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.

Казахстанский вектор

По словам Юрия Шевцова, не исключено, что в 2011 году помимо азербайджанской нефти Беларусь будет получать углеводородное сырье из Казахстана. “Поставки казахстанской нефти на белорусский рынок реальны и предсказуемы, — говорит политолог. — Ввод в эксплуатацию нефтепровода БТС-2 приведет к тому, что российская нефть пойдет на прибалтийский рынок. Соответственно Казахстану, который увеличивает и добычу, и экспорт нефти, придется искать рынки сбыта своей продукции. Беларусь в этом смысле представляется логичным партнером”.
В Астане, судя по всему, совсем не против реализации такого сценария. Дело в том, что Казахстан ежегодно добывает около 80 миллионов тонн нефти при внутренней потребности в 12 миллионов тонн. А к 2020 году добыча черного золота здесь должна увеличиться до 130 миллионов тонн.
При таких объемах страна крайне заинтересована в расширении маршрутов экспорта углеводородов. По словам казахстанского посла в Беларуси Анатолия Смирнова, в условиях Единого экономического пространства, когда маршруты поставок нефти будут согласовываться всеми членами Таможенного союза, а хозяйствующие субъекты решат необходимые финансовые вопросы, поставки нефти в Беларусь будут надежными.
Таким образом, диверсификация источников энергоносителей для Беларуси становится реальностью. И это, пожалуй, один из главных результатов  многовекторной внешней политики белорусского государства и его внешнеэкономической стратегии в сфере энергетики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter