Нефть прибывает.

Первая партия венесуэльской нефти «Санта-Барбара» объемом 80 тысяч тонн перевезена через Атлантику на танкере. До конца года планируется поставить в Беларусь до 4 миллионов тонн.

Первая партия венесуэльской нефти «Санта-Барбара» объемом 80 тысяч тонн перевезена через Атлантику на танкере. До конца года планируется поставить в Беларусь до 4 миллионов тонн.

Поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь, возможность которых весьма скептически оценивали многие эксперты, становятся реальностью. В минувшее воскресенье из Одесского порта на Мозырский нефтеперерабатывающий завод поступили первые 57 вагонов с венесуэльской нефтью. Для перевозки всей партии потребуется более 20 железнодорожных составов. Каждые сутки НПЗ готов принимать не менее шести тысяч тонн «черного золота». По мнению экспертов, это не просто важный экономический проект. Диверсификация поставок традиционных ресурсов является одним из элементов энергетической стратегии, которая, в свою очередь, становится фактором обеспечения суверенитета и независимости нашего государства. Насколько выгодно нам добывать нефть за океаном? В чем ее технологические особенности и преимущества? Какова рентабельность поставок? Какие маршруты и схемы доставки сырья наиболее оптимальны? Корреспонденты «НГ» искали ответы на эти вопросы с помощью специалистов.

Лучший сорт

Договоренность о поставках “черного золота” из Боливарианской Республики в нашу страну была достигнута между президентами двух государств Александром Лукашенко и Уго Чавесом в марте текущего года в Каракасе. А уже 2 апреля танкер Sea Star с 80 тысячами тонн нефти отплыл от берегов Латинской Америки и через три недели пришвартовался к одному из причалов Одесского морского торгового порта. Перевалку нефти в порту осуществила украинская компания “Эксимнефтепродукт”.
— Нам приходится работать с разными марками нефти, — отметил глава компании Андрей Романовский. — Скажу прямо: по своим технологическим характеристикам сорт “Санта-Барбара” — лучший из всех. Из этой нефти можно добыть на 20 процентов больше бензина, керосина, дизтоплива, чем из российской нефти. И такая продукция будет пользоваться огромным спросом в Европе.
...Сразу по прибытии в Мозырь железнодорожный состав был подан на эстакаду слива нефти, мазута и вакуумного газойля. Перекачка сырья заняла несколько часов. Однако к его переработке на предприятии приступят не сразу, сказал начальник цеха Мозырского НПЗ Виталий Павлов. Сделано это будет после того, как в резервуаре накопится необходимое количество нефти — примерно 30—40 тысяч тонн, что обусловлено технологическими особенностями. В сутки будет перерабатываться 7—8 тысяч тонн. Переработка всей партии займет около 12 дней.

Выгодный проект

Генеральный директор ОАО “Мозырский нефтеперерабатывающий завод” Анатолий Куприянов пояснил, что преимуществом венесуэльских углеводородов является низкое содержание серы и высокий выход светлых нефтепродуктов. Похожая нефть уже поступала на предприятие с ряда российских месторождений, в частности из Ставрополья, Калининградской области, а потому проблем с ее переработкой не будет. У персонала есть необходимый опыт, к тому же само предприятие весьма хорошо подготовлено технологически.
Достоверно подсчитать доходы и расходы реализуемого проекта сейчас сложно, необходимо дождаться окончания всего технологического процесса. Но в его экономической выгоде сомневаться не приходится. Напомним, что с этого года изменились условия поставки российской нефти в Беларусь. Из 21,5 миллиона тонн только 6,3 миллиона экспортируется без взимания таможенной пошлины. Остальной объем облагается стопроцентной пошлиной, что автоматически взвинчивает цену на углеводородное сырье в два раза. “Работать с нефтью по таким ценам становится экономически нецелесообразно, — объясняет заместитель министра экономики Анатолий Филонов. — Для этого цены на внутреннем рынке должны быть повышены ориентировочно на 70 процентов, а заводы должны довести глубину переработки нефти до 93 процентов”. И то и другое в нынешних условиях не представляется возможным.
По расчетам белорусского правительства, переработка высококачественной легкой нефти сорта “Санта-Барбара” на Мозырском НПЗ позволит получить 61 доллар дополнительной прибыли на одной тонне. Если все пойдет по плану и в течение года объемы поставок венесуэльской нефти достигнут четырех миллионов тонн, то Беларусь может заработать до 244 миллионов долларов.
— Не стоит бояться того, что сырье добывается так далеко от Беларуси, — говорит экономист Алексей Беляев. — Поставка нефти танкерами на огромные расстояния — нормальная мировая практика. Венесуэльскую нефть покупают даже Китай и Япония, которые географически находятся дальше от Каракаса, чем Беларусь. И потом, логистическая составляющая доставки нефти оказалась не такой уж большой. Путь из Латинской Америки в порт Одессы морем, а оттуда железнодорожным транспортом в Мозырь составил максимум 15 процентов от общей суммы контракта. Как видим, цифра вполне приемлемая.

Альтернативные маршруты

С политической точки зрения, углубляя сотрудничество с Венесуэлой в энергетике, Беларусь получает шанс укрепить свои геополитические позиции в восточноевропейском регионе. Во всяком случае интерес к нашей стране со стороны соседей возрастает многократно. Можете считать это совпадением, но Президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс в один день заявили о том, что охотно готовы стать  партнером Беларуси в транспортировке, переработке и реализации венесуэльской нефти.
— Запустить альтернативные маршруты вполне реально и даже необходимо, — считает политолог Юрий Шевцов. — Киев и Минск уже подготовили межправительственное соглашение по транзиту нефти из Венесуэлы и в ближайшее время должны согласовать все условия и детали проекта.
Доставка нефти до НПЗ по нефтепроводу “Одесса—Броды” выглядит привлекательнее и обойдется значительно дешевле, поскольку чем меньше видов транспорта используется при логистике, тем меньше потерь. Все, что для этого нужно, — переключить нефтепровод в аверсный режим, чтобы качать нефть до белорусских НПЗ. Сегодняшняя расчетная нагрузка первой очереди нефтепровода “Одесса—Броды” составляет 14—15 миллионов тонн в год. Но уже все готово для строительства второй очереди, и тогда он будет перекачивать ежегодно 45 миллионов тонн нефти. 
Что касается возможности перевалки нефти через балтийские порты, то этот вопрос находится в коммерческой плоскости, и надо внимательно все взвесить и просчитать, заявил на днях премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Думается, в этом заинтересовано и руководство компании ORLEN Lietuva, которая включает в себя Мажейкяйский НПЗ, морской нефтяной терминал Бутинге и систему литовских магистральных трубопроводов общей протяженностью около 500 километров. Кроме того, в совместных планах Беларуси и Латвии — строительство крупного нефтяного терминала в порту Риги пропускной способностью 10 миллионов тонн.
В общем, проблем со сбытом продукции нефтеперерабатывающей отрасли у Беларуси точно не будет. Если Мозырский НПЗ получит доход только за услуги по переработке венесуэльской нефти, то вся остальная логистика находится под патронатом Белорусской нефтяной компании, руководство которой намерено получить максимальный эффект от торговли нефтепродуктами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter