Неформат. Тем и интересен

Сергей Шустицкий отлично знаком тем, кто посещает «Славянский базар» или смотрит его по телевидению...

Сергей Шустицкий отлично знаком тем, кто посещает «Славянский базар» или смотрит его по телевидению. Этот вечно молодой человек несколько лет вел дневники фестиваля, а на последнем был председателем жюри Международного детского музыкального конкурса «Витебск–2011». Официальные источники подсказывают, что он окончил Московскую государственную консерваторию, является членом Союза композиторов России и Академии российского телевидения, заслуженным артистом России, автором симфонических, камерных и эстрадных произведений, неоднократно снимался в кино. Но да не обидится Сергей, мне он все же дорог своим участием в создании передач, ставших визитными карточками советского и российского ТВ, — «Веселые ребята» и «Радио «Труба». Те громкие проекты давно ушли в историю, а чем сегодня занимается Шустицкий и что думает о современном телевидении?


Прежде всего композитор


На картину «Зайцев, жги! История шоумена», в которой звучит 50 минут моей музыки, ушли два года жизни. Ее премьера состоялась 1 декабря 2010 года. Доделывали фильм уже без режиссера Антона Барщевского — он умер прошлым летом. На мой взгляд, далеко не все получилось так, как хотелось бы, но за саундтрек мне не стыдно.


Пишу песни, заставки, подкладки. Очень бы хотелось снова поработать в кино. К сожалению, когда вернулся в 1991 году в Советский Союз из США, где стажировался, оно почти закончилось — то, что снимали, к этому виду искусства никакого отношения не имело. Но затем потихонечку все сдвинулось с места. Мы с Иваном Волковым сочинили музыку для ленты «Дура» — в 2005 году на выборгском фестивале «Окно в Европу» она получила приз за лучший саундтрек. Были картина «Давай поиграем», пару мультиков. А первый мой фильм «Только смерть приходит обязательно» вышел аж в 1992–м!


Из–за того, что мне много чего в жизни интересно, писал я всегда с большими перерывами. Прежде всего я, конечно, композитор (думаю, как музыкант, даже когда режиссирую: строю форму, темпоритм). Но еще я что–то снимаю, ставлю, причем не обязательно для массовой аудитории: это может быть праздничное мероприятие учебного заведения при консерватории — тоже творчество, а не халтура. Сейчас делаю фильм о юбилее Мерзляковского музыкального училища.


Шаг назад


Был период, когда я увлекся документальным кино, сделал для нашего Первого канала фильм «Короткое лето Жени Белоусова», а для РТР — «Прощание с песняром. Владимир Мулявин». Лента о Женьке стоит особняком: ею я прервал девятилетнее молчание об этом человеке. Я рассказал о друге, которого забыл эфир, хотя в народе продолжали звучать песни Белоусова. А фильм о Мулявине — мой поклон и посвящение Великому. Его я тоже считаю недооцененной фигурой. Он помнится и чествуется, и «Песняры» как исполнители эстрадных патриотических песен любимы. Но насколько я знаю, сам Владимир Георгиевич «Вологду» не жаловал, и обидно, что более значимые с музыкальной точки зрения вещи артиста оказались менее востребованны и принимаемы. У него было много образцов высокого искусства, а люди просили обычных композиций — замечательных, я не умаляю их достоинства, но как творец он мне дороже в других своих произведениях, например, как обработчик народных песен.


Меня не устраивает то, как поставлено дело на российском телевидении, в том числе и в документалистике. Там сейчас главенствует формат: то вписывается в политику канала, то — нет. Что это такое, толком объяснить никто не может. А мне кажется, интересен неформат. А гребенка, ранжир, хождение строем — шаг назад как минимум. Сегодня на экране царствуют римейки и прочий «фэйк» (подделки. — Авт.).


Что–то невесело


Программа «Веселые ребята» прекратила свое существование по очень банальной причине. Страна разваливалась, из нее хотелось бежать, и многие из «ребят» уехали. Потом возвращались — со сломанной судьбой, но кто–то и там себя неплохо чувствует. У меня никогда не возникало мысли дернуть из Союза насовсем. Я мог остаться в Америке: предлагали шестилетний контракт — и как музыканту, и как актеру. Но для меня вопрос, где жить, не стоял. Это не значит, что я хороший, просто такой человек.


Допускаю (с серьезными оговорками), что Comedy Club — некий аналог «Веселых ребят». Но для нас передача была хобби, удовольствием, а не работой. Ставить на поток доставляющее тебе радость — убить творчество. Мы никогда не имели денег с телевидения — нам платили символические три копейки. Жили тем кайфом. Но если бы он стал рутиной, когда каждую неделю нужно было давать продукт, мы бы загнулись. Ребята из Comedy превратились в конвейер. Да, многие отточили мастерство, блестяще владеют искусством репризы, среди них есть потрясающие таланты. Для меня лично любопытной программой из проектов «клаба» была «Убойная лига». Она строилась на импровизации, и в этом я бы поучаствовал (в свое время): когда звучат незаготовленные шутки и ежесекундно меняется настроение. А конвейер мне скучен, и анекдоты инсценированные я не люблю, так же как и лобовой «юмор» — без вторых, третьих смыслов. Почему до сих пор цитируют нас? Потому что наши «телеги» имели пять–шесть слоев. В них интересно было копаться, давать пищу уму. И в «Радио «Труба» я тем же занимался. Правда, видимо, верна пословица: дважды в одну реку лучше не входить. Мне предложили сделать «Трубу» для прошлогодней церемонии награждения премией в области телевизионных искусств «ТЭФИ». Те, на ком я ее проверял, хохотали, но когда вышел с ней на сцену, меня попросили уйти. Был неприятный скандал. Но я понимал, что произошло: я показал теледеятелям, какое плохое телевидение они делают. Провалился и на открытии театра Et Cetera. Его руководитель Сан Саныч Калягин плакал от восторга, читая мой монолог. Но зритель не принял. Тогдашний российский министр культуры Александр Соколов сказал: «Сережа, ты выступил блестяще. Но не в том месте». Когда в зале сидит высокое руководство и публика реагирует через него, а оно особо не проявляет эмоций, то и тебя зритель воспринимает сначала смеясь, потом затихая и... умолкая. Уходил я под стук собственных «копыт».


Мне рассказывали, что один из резидентов Comedy Club на фамилию Жванецкий откликнулся так: «А кто это?» Хочется верить: по провокационным соображениям. Как бы пошутил. Сейчас, вообще, как бы время, в котором мы типа живем. И ситуация в целом меня удручает. Вольно или невольно, телевидение сегодня говорит о том, что на поверхности, показывает то, что считает нужным, но это далеко не вся жизнь. Поэтому я телевизор не смотрю. Общаюсь с теми, кто собой что–то представляет, мне интересны исключения из правил. Слушаю ту музыку, которая не звучит из каждого MP3–плейера, а несет в себе искру Божью: хотя я человек и нерелигиозный, но уверен, что Бог существует.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter