Неестественная убыль

Виновниками дорожно–транспортных происшествий нередко становятся животные...

Виновниками дорожно–транспортных происшествий нередко становятся животные. Под колеса легковушек и грузовиков попадают лоси, косули и кабаны. Водителям периодически напоминают: в сезон миграции дикие звери часто выходят на дорогу... С дикими — понятно. Какой с них спрос? Но ведь по рельсам и оживленным трассам прогуливается и домашний скот — коровы, лошади. Подобные встречи заканчиваются трагически: искореженная техника, изувеченные люди... Есть ли управа на нерадивых хозяев?l


Рогатый форс–мажор


Около месяца назад грузовой железнодорожный состав в Осиповичском районе протаранил стадо коров. ЧП произошло ночью на станции Татарка. 194 буренки, принадлежащие осиповичскому сельскохозяйственному кооперативу «Колхоз «Ясень», паслись неподалеку. Они прорвали ограждение электропастуха и отправились гулять по шпалам. 19 с прогулки не вернулись. Движение поездов остановилось почти на два часа, поврежден локомотив.


Инспектор Осиповичского отдела внутренних дел на транспорте Александр Рачицкий, разбиравшийся в этой истории, уверен: всему виной — людская халатность:


— За большим стадом присматривали всего двое колхозных пастухов. Когда животные разбрелись в разные стороны, они кинулись собирать их. Только справиться вдвоем с такой оравой не смогли. Им бы кликнуть на подмогу сельчан, но рассказать о происшествии руководству пастухи побоялись. В итоге убытки понесло и хозяйство, и железнодорожники.


...Экстренное торможение, аварийный скрежет, удар... Подобная ситуация для машинистов локомотивов не редкость. В последние годы колхозные буренки все чаще стали забредать на пути целыми стадами.


2010 год. На железнодорожном перегоне Климовичи — Волосковня в Костюковичском районе пассажирский поезд Белынковичи — Кричев сбил 17 колхозных телят. Пастуха рядом не оказалось.


В Пуховичском районе на 420–м километре перегона Пуховичи — Талька два товарных поезда, двигавшихся навстречу друг другу, задавили 19 буренок. В Дубровенском районе — 47...


Аналогичных случаев можно припомнить немало. Но как остановить «рельсовую бойню», как заставить хозяев бережнее относиться к собственным животным? Сотрудники транспортной милиции регулярно объясняют сельчанам, руководителям СПК, чьи пастбища находятся вблизи железнодорожного полотна, что скотина не должна гулять по рельсам, оставаться без присмотра. За это штраф предусмотрен — от 1 до 10 базовых величин. Но лошади, козы и коровы по–прежнему пасутся где вздумается.


Стресс–экспресс


От того, что скотину «заносит» на рельсы, убытки несут не только ее хозяева. Порой на несколько часов приходится перекрывать движение, серьезно корректировать расписание поездов. Плюс разбитая техника и, конечно, стресс для машинистов. Объехать стадо невозможно. Коровы, когда прожектор «выхватит» их из темноты, и не пытаются спастись — замирают на месте как вкопанные.


— У машиниста после столкновения руки трясутся, а успокоительного принять не может — ему дальше ехать. К психологу — он есть у нас в штате — попадет, лишь вернувшись из рейса, — сокрушается заместитель начальника по эксплуатации Могилевского локомотивного депо Николай Азаров. — Мало того, нашим же людям приходится пути расчищать. А тут еще пассажиры, свалившиеся среди ночи с полок, с претензиями. Машинист не виноват, а вынужден выслушивать несправедливые упреки. Людей можно понять. Дело не только в синяках и ссадинах. Шел поезд, к примеру, из Осиповичей в Минск, коровы его на два часа тормознули. А человеку в Минске на другой скорый пересаживаться надо было, он и билеты заранее купил... Если грузовой состав в пути задержался — тоже проблема. Я уж не говорю про ремонт техники — миллионы теряем.


По закону пострадавшие — в том числе и локомотивное депо — вправе потребовать деньги на ремонт у собственника скотины — СПК. По словам заместителя начальника Могилевского отделения Белорусской железной дороги Сергея Мартынова, материальные претензии колхозу «Ясень» уже предъявлены. Могилевское отделение Белорусской железной дороги оценило ущерб почти в 2 миллиона рублей, Гомельское, которому принадлежит поезд, — более чем в 3 миллиона.


Остается надеяться, что виновные его возместят. А то бывало: СПК вину признают, а деньги возвращать не торопятся. Мол, где их взять — мы кругом должны.


Расчет буренками


Эта история звучит, как анекдот. Случилась она летом 2009 года, но на интернет–сайтах ее цитируют по сей день. Пользователи одновременно и сочувствуют молодой белоруске, попавшей в ДТП, и потешаются над ситуацией, в которую та угодила. Девушка, направлявшаяся к друзьям в Светлогорский район, не сумела объехать внезапно вышедшую на трассу буренку. Сама осталась цела, а вот машина, на которую она копила деньги несколько лет, серьезно пострадала. Суд постановил: совхоз, которому принадлежит скотина, должен выплатить на ремонт более 10,5 миллиона рублей. Но денег у убыточного хозяйства не оказалось, и оно предложило забрать долг... коровами! Хозяйка авто согласилась, а потом еще долго мучилась, пытаясь сбыть ненужную ей говядину...


Убрать копыта


Причиной ДТП часто становятся и лошади. В одном из райцентров Могилевщины водитель обгонял на дороге телегу. Из–за нее выскочил жеребенок. Автовладелец резко крутанул руль и... врезался в другую машину. Дело уладили миром. Хозяин лошадки — по правилам жеребенок должен быть привязан к телеге — заплатил за ремонт авто.


В начале июня жуткая авария произошла в Славгородском районе. В пресс–центре Могилевской областной Госавтоинспекции тогда констатировали: «Возле деревни Свенск на дорогу внезапно выскочила лошадь. 51–летний житель Речицы попытался объехать препятствие, но грузовик занесло на встречную полосу». Навстречу мчалась фура... Удар — и 29–летний минчанин, сидевший за рулем фуры, погиб на месте...


Василий Фролов — директор частного производственно–торгового унитарного предприятия «Агрокомплекс «Огневское», которому принадлежит погибшая лошадь, тяжко вздыхая, объясняет:


— У нас всего 2 коня, специально для них пастуха не нанимали. Днем один из работников приглядывал. На ночь на территории комплекса привязывал. В тот вечер одна лошадь каким–то образом цепь порвала.


До дороги от комплекса — метров 200. Невысокий декоративный заборчик лошадка перемахнула с легкостью — видимо, была не стреножена. И хотя Фролов не уверен, что их савраска всему виной, в хозяйстве уже приступили к работе над ошибками. Единственная оставшаяся лошадка пасется теперь за 3–метровым забором. Заказали и новые цепи.


— Винить коня и хозяйство в гибели человека рано, — подтверждает заместитель начальника отдела расследований ДТП следственного управления УВД Могилевского облисполкома Сергей Яковлев. — Следствие только начато, возбуждено уголовное дело. Административные протоколы на СПК, скотина которых становилась причиной механических ДТП, составляли не раз. Но чтобы в отношении хозяина коня или коровы возбуждалось уголовное дело, за 20 лет работы не припомню.


Безалаберные хозяева, несомненно, должны нести ответственность за подобные происшествия. Если методы наказания, предусмотренные законом, не слишком эффективны, возможно, пора их ужесточить. Глядишь, и техника, и люди страдать будут реже. Да и колхозная скотина целее будет. Она же не виновата, что у нее такие хозяева...


Фото предоставлено сотрудниками областной ГАИ и областного управления МЧС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter