На прошлой неделе инспекторы Госстандарта Гомельской области в ходе плановой проверки магазинов региона обнаружили на прилавках одного из них странную игрушку китайского производства — леденцовую карамель на палочке с кислым порошком со вкусом клубники, упакованную в игрушечный унитаз с надписью «Горшочек-порошочек». инспекторы юмора не оценили и постановили изъять товар из продажи как вредный для детей, в том числе и по эстетическим соображениям. О том, насколько безобидны игрушки, с которыми играют наши дети, мы поговорили с психологом Екатериной Клопотовой.
Свою первую любимую игрушку мы часто помним, даже став взрослыми.
— Кажется, игрушка — безделица. А ее изучают, оценивают эксперты. Не преувеличиваем ли мы ее важность?
— Игрушки действительно важны. Они выполняют целый ряд функций. И одна из главных ролей ее в том, что игрушка — это путь к социализации, предмет, обеспечивающий вхождение ребенка в культуру.
— То есть не стоит позволять ребенку игрушки, которые несут вызов нашему вкусу, как в нашумевшей истории с «горшочком-порошочком»? Карамель там предлагалось окунать в игрушечный унитаз и облизывать.
— Да, то, что может быть приемлемо в чужой культуре и действительно считывается там как юмор, может быть совершенно неприемлемо в другой. Сама по себе игрушка не может принести ребенку вред, но и пользу тоже. Все нужно рассматривать в контексте. Привязка к культуре задает некое содержание. Детская игрушка имеет роль не только развлекательную, но и развивающую. Подумайте: а что с помощью этого «горшочка» можно в ребенке развить?
— Получается, игрушки таки формируют личность ребенка?
— Важность предмета определяется вниманием, которое привлекает. Игрушки в определенном возрасте играют существенную роль в развитии ребенка. Но сами по себе никакого воздействия не несут. Вот сейчас много шума поднимается вокруг тех же самых Хаги-Ваги. Но сам по себе Хаги-Ваги навредить ничем не может. Вот если взрослый наблюдает у ребенка какие-то негативные проявления при игре с такого рода игрушкой, стоит обратить внимание.
— Честно, при взгляде на лица этих зубастых чудищ стало не по себе.
— А дети не вычленяют эти черты как первичный признак. Они говорят, что с Хаги-Ваги приятно обниматься. И все-таки не надо придавать большое значение таким игрушкам. И если вы считаете, что не надо ему Хаги-Ваги — то и не надо, замените на другую игрушку. А если ребенок настаивает — это повод подумать почему. Но запрещение непродуктивно. Так можно и сказки про Бабу-ягу запретить, и про Кощея Бессмертного...
— Часто отцы против, чтобы сын прикасался к куклам или катал коляску.
— Игрушка позволяет ребенку выполнять определенные действия, подражая взрослому. А ведь папы тоже часто катают коляски, и детей на руках носят, и на кухне что-то готовят. Поэтому и подражание отцу тоже может быть. Но тут более существенным, на мой взгляд, является другой момент. Например, девочки очень часто хотят играть в машинки — даже чаще, чем мальчики катать коляски. Так что это в большей мере представление взрослых о гендерной фиксации, то есть мальчик должен играть в машинки, а девочка — в куклы. Это и дальше продолжается: девочка не должна играть в футбол, а мальчик не должен заниматься бальными танцами или фигурным катанием.
Мягкие игрушки развивают в первую очередь эмоциональный интеллект.
— В итоге мы обедняем и мальчиков, и девочек?
— Да, так мы ограничиваем опыт ребенка. Конечно, если 14‑летний мальчик играет в куклы, стоит насторожиться. Но если это дошкольник, то для него сюжетно-ролевая игра — важнейший способ познания мира и познания себя.
— То есть мальчику можно купить куклу?
— На самом деле здесь вообще нет «можно» и «нельзя». И куклы, и мишки — это все объекты для сюжетно-ролевой игры. Ребенок, кстати, может и куклами играть, как солдатами. Потому что ему важно, чтобы у него был материал для игры. Для спокойствия родителей тут лучше подходят более вариативные куклы, которые могут и одну роль выполнять, и другую.
— Ролик моих знакомых получил рекордное число просмотров: папа сгребал игрушки лопатой...
— По исследованиям, у среднестатистического московского ребенка может быть до нескольких сотен игрушек в комнате. Активно использует он лишь 10 — 15. Игрушек должно быть столько, сколько малыш способен удерживать в поле зрения. И есть смысл менять игрушки, чередовать. Главное, чтобы вокруг были актуальные для ребенка игрушки.
— Что делать, если ребенок мечтает об игрушке, которая вам не по карману?
— Задать вопрос: зачем ребенку эта игрушка? Часто это статусная категория: у всех есть, и я хочу. Бывает иногда, что для статуса ребенку и стоит купить игрушку. Но не всегда покупка помогает изменить ситуацию. Это повод задуматься, какие проблемы, возможно, есть у ребенка.
— Иногда мы покупаем игрушки, в которые нам самим хочется поиграть.
— В этом нет ничего плохого, если играете вы с ребенком. Для него это самое важное. И если вам самому интересно, то у вас и игры будут более развернутые и содержательные. От этого всем только польза.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Екатерина Клопотова — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии образования, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Одна из основных тем ее научных интересов — психолого-педагогическая экспертиза игры и игрушки.
Екатерина Пряхина
pryakhina@rg.ru
Могут ли игрушки причинить ребенку вред?
Недетский вопрос
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.