Мамы наркоманов, медики, прокуроры, священнослужители и работники образования о том, кто виноват и что делать

Недетская дилемма

В кино наркодилеры показаны этакими брутальными бандитами с пистолетами в карманах. Поэтому так странно видеть на скамье подсудимых вчерашних школьников и студентов. Кто виноват? Вечно занятые родители? Или недоработали учителя? В Гродно на эти вопросы пытались ответить участники «круглого стола», за который сели мамы наркоманов, медики, прокуроры, священнослужители, работники образования.

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

У каждого из них своя правда. Люди в погонах рассказывают леденящие кровь истории о кровавых убийствах и других безумствах, совершенных под воздействием курительной смеси. Впрочем, они на слуху. И цифры говорят сами за себя. С 7 до 18 выросло число преступлений, совершенных детьми в состоянии наркотического опьянения, по сравнению с прошлым годом. В десять раз больше подростков поставили на учет, если посмотреть списки 2013-го. А в гродненский центр «Психиатрия-наркология» продолжают поступать несовершеннолетние с отравлением психотропными веществами. В прошлом году медикам удалось спасти 45 молодых жизней. И в этом году счет идет на десятки.

Очень сложно судить о справедливости вынесенного приговора, когда перед тобой тинейджер, по-детски наивно рассказывающий, где и как он впервые попробовал запретный плод. Ученику лицея покурить спайс предложили друзья. Не хотелось быть белой вороной — вот и затянулся. Девочка-гимназистка честно призналась: знакомый парень попросил передать на переменке небольшой сверточек с табаком. Ну и что такого? А вы, взрослые дяденьки и тетеньки, не курили тайком на школьном дворе? Как бы ни пугали подростков ужесточением уголовной ответственности — многие из них не воспринимают угрозы всерьез. Такой уж возраст. Пока не окажутся на скамье подсудимых. Тогда льют крокодиловы слезы, просят жалобно и искренне: «Я больше так не буду, честно». Может, и не будут, да только поздно опомнились.

И снова риторический вопрос: кто проглядел проблему? Мама 17-летнего наркомана не видит своих просчетов. В вечных трудах и погоне за лишней копейкой ей некогда уделить подрастающему ребенку внимание. После работы надо приготовить ужин, убрать, постирать. Она не знает, что делает подросток после учебы. Впрочем, как и большинство из нас. О странном поведении сына на улице впервые услышала от чужих людей. А потом пришла милиция. Парня трижды задерживали за хранение наркотиков, потом дела объединили в одно, суд, приговор и срок. Мать осужденного приводит в пример свое детство. В то время была продленка, кружки по интересам бесплатные, и в них обязывали ходить. Сейчас многие ребята болтаются по улице из-за банальной нехватки денег у родителей. А там их уже поджидают те, кому это выгодно.

Мамы осужденных наркоманов, несомненно, в чем-то правы. Можно долго дискутировать о несовершенстве системы внешкольного воспитания. Но родителям пора бы осознать: ушли те пионерские времена. Не будет больше бесплатных кружков и тому подобного. Поэтому милиционеры пока не видят иного выхода, кроме максимального ужесточения мер наказания за распространение наркотиков.

Разговор по душам родителей и представителей органов правопорядка нельзя назвать продуктивным. Матерям трудно признать, что сыновья сами захотели попробовать уйти от жизненных проблем при помощи безобидной сигареты. Им хочется верить, что те случайно попали в плохую компанию. Ах, вот если бы педагоги уделяли должное внимание досугу их чад. Может, всего этого бы не произошло. Да и почему нельзя принудительно положить сына в больницу на лечение? Мама осужденного Сергея несколько раз обращалась с такой просьбой, но ей отказали. У медиков на этот счет свое мнение. Позвольте, а что лечить? Парень покурил, предложил друзьям, вместе повеселились, отоспались — и все в порядке. Беседы с психологом в этом возрасте практически бесполезны, да и психологов на всех не напасешься.

Подростки, считающие себя умнее других, не дают себе труда задуматься: стоит ли брать в руки безобидную сигарету? Многие просто посмеются. Сейчас, сидя за решеткой, они сами не могут понять, как такое произошло. Всего год назад патруль массово задерживал подростков на улице. Да они особо и не прятались. Спайсы находили в карманах. Удивляло равнодушие и безучастие родителей. Неужели не интересно, откуда у твоего 20-летнего сына последняя модель БМВ? Самая частая причина, толкающая на преступление, — жажда легких денег. Через какое-то время малолетний сын уже считает, что родители — «лохи». Мол, ходят на завод за гроши.

Сейчас задержаний заметно поубавилось. Этого нельзя не заметить. С начала нынешнего года на Гродненщине обезврежены 3 крупные преступные группировки. В каждой из них насчитывалось до десяти участников, возраст которых — от 18 до 21 года. Удалось закрыть 18 серьезных интернет-магазинов. Сразу же пошел на спад тот вал преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотических средств, который наблюдали в 2013 году.

Только мамы подростков, попавших в места не столь отдаленные, будут продолжать искать свою правду и носить оступившимся детям конфеты и пряники. Сейчас у них появилось время на душевные разговоры и поиск виноватых.

tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter