Недаром помнит вся Россия…

Репортер «Р» четыре дня служил...

Репортер «Р» четыре дня служил в Могилевском пехотном полку под Бородином. Ходил с ним в атаку и даже был ранен.

В теплые сентябрьские дни в деревне Бородине были слышны артиллерийские залпы, топот копыт и крики на французском и русском языках. 800 пехотинцев, 150 всадников и 100 артиллеристов из многочисленных военно-исторических клубов стран СНГ участвовали в реконструкции одного из самых кровопролитных сражений за всю историю человечества.

Деревня-памятник

1812 год. Армия Наполеона стремительно двигалась на Москву. В 124 километрах от столицы, в деревне Бородине, ее уже ждали русские полки. Примерно 300 тысяч солдат с двух сторон скрестили оружие. В результате — более 70 тысяч погибших. Кутузов был вынужден отступить в глубь страны, а французские войска с большими потерями продолжили свое наступление…

Благодаря знаменитому сражению деревня Бородино стала туристической Меккой в России. На небольшой территории — двести памятников, установленных в разные годы. Открыт музей, возвышается Спасо-Бородинский монастырь. Кроме того, в первые выходные сентября с 1989 года проводится реконструкция битвы XIX века, которая собирает тысячи зрителей. И эта осень не стала исключением.

— Могилевский пехотный полк при наступлении Наполеона защищал петербургское направление, — рассказывает подпоручик Сергей Глузд. — Затем, когда пришло время, помогал брать штурмом Париж. По итогам войны получил знаки на кивера с надписью «За отличие». Полку было возвращено знамя, утраченное в шведском походе. В битве при Бородине участия не принимал. Тем не менее со времени образования клуба посещать реконструкцию этого сражения для нас стало традицией. Лично я здесь уже седьмой раз.

Окрошка. Слава Богу, без лягушек

На столь важное событие приехали униформисты из России, Украины и Казахстана. Беларусь также представляли минские, слонимские и борисовские клубы.

— Было дело, кавалеристы из Борисова захотели приехать на реконструкцию Бородинского сражения верхом. А это больше 500 километров, — рассказали мне в лагере московских драгун. — В конечном итоге свой план они все-таки осуществили.

Наш полк прибыл в деревню за четыре дня до «сражения». Лагерь организовали в чистом поле: выбрали место на свободном участке, поставили палатки. Поскольку все стилизуется под наполеоновскую эпоху, наше жилище тоже должно соответствовать старым образцам. Вырубили палки, на которых должен крепиться навес, концы натянули при помощи колышков. Внутрь накидали соломы, чтобы не спать на голой земле. Палатка поставлена.

Пока мы мучились с жильем, «французы» по соседству приготовили окрошку. В знак приветствия угостили русским блюдом и нас. Я ждал подвоха. Может, лягушек или улиток наловили и набросали в кастрюлю? Но рецепт был традиционным: квас, картошка, яйца, зелень и колбаса.

Немного отдохнув, как и положено в военном лагере, мы установили четкий распорядок дня. Во-первых, постоянно следить за костром, даже ночью (всегда дежурил один человек). Подъем не позже девяти часов утра. Утренняя уборка территории. Дальше одни рубят дрова, другие готовят завтрак, третьи стирают. Организаторы мероприятия обеспечили участников реконструкции всем необходимым: соломой и деревьями, питьевой водой и сухим пайком (тушенка, паштет, рисовая каша с мясом, повидло, печенье, чай, растворимый напиток, сахар), притом в таком количестве, что и за неделю не съешь. На территории установили умывальники. В общем, условия для проживания создали комфортные.

Драгуны, юнкера

К пятнице стала съезжаться основная масса участников битвы. Лагерь превратился в костюмированное шоу. Французы в медвежьих шапках, драгуны в блестящих шлемах, башкиры в национальной одежде, цыгане в своих веселых нарядах. Особый колорит привносили прекрасные дамы.

— Мы увлечены эпохой Наполеона около года. Она заворожила нас красивыми платьями ампирного стиля, различными женскими аксессуарами: платками, кружевами, веерами. Кстати, в те времена существовал целый язык веера. Например, его нельзя было полностью раскрывать, это считалось неприличным, — восторженно рассказывают Ольга Микуленок и Татьяна Низова. — Конечно, на войне большая часть девушек были маркитантками (торговали припасами и продуктами). Хотя кто знает, может, через некоторое время мы выйдем замуж за какого-нибудь симпатичного офицера…

Чтобы полк допустили к сражению, необходимо пройти инспекцию. Своеобразный контроль со стороны высшего офицерского состава за подчиненными. Проверяют опрятность, соответствие костюма эпохе, обмундирование, профессиональное выполнение команд. Словом, в то субботнее утро весь лагерь готовился к предстоящему смотру. Мне тоже выдали форму могилевского пехотного полка.

— Солдаты носили штаны, рубаху, мундир и шинель через плечо. Головным убором служил кивер. Амуниция: патронная сума с перевязью и портупея под тесак, — перечисляет Сергей Глузд. — Поверх этого надевался ранец. Оружие: тесак образца 1798-го или 1807 года и ружье преимущественно образца 1806 года. Мы, впрочем, как и все клубы, воссоздаем костюмы, идентичные оригиналу.

Чтобы восстановить некоторые наряды, нужно несколько тысяч долларов. Например, кирасиры приобретают эксклюзивные шлемы, мех на которых должен быть с медвежьих лап.

Я аккуратно надел все необходимые вещи. Одежда непривычная, но очень удобная. Только шинель все время развязывалась. Полк построился. Всех солдат осмотрели с ног до головы. В целом, инспекция прошла успешно.

В атаку пошла пехота

За день до реконструкции сражения проводится репетиция. Все участники выходят на плац для отработки сценария. Отличие от основной битвы — неполное обмундирование.

Могилевский пехотный полк включен в состав третьего сводного батальона под командованием капитана Ромашевского. Пока репетиция не началась, офицер обучал нас правилам ведения боя. Мы до совершенства оттачивали команды. Основное внимание уделялось технике безопасности: оружие на человека направлять нельзя, целиться немного выше головы. Битва практически бесконтактная, но травмы не исключены.

Вскоре раздался пробный артиллерийский залп. Такое ощущение, что произошло небольшое землетрясение. Батальон построился в шеренгу. Время наступать.

— Два взвода, контр-марш! — командует капитан.

Наша задача — отбить деревню, захваченную французами. Быстрым шагом движемся к назначенной цели.

— В атаку с ружьем на руку! — кричит командир.

Из-за домов уже видны вражеские мундиры. Наводим оружие. Но вместо ярости, как с одной, так и со второй стороны, на лицах улыбки. С радостью встречают нас противники и со смехом «замертво» падают от холостых выстрелов. Деревня захвачена. Далее подходим к реке и перестреливаемся с французами на другом берегу. И вновь мы победили. Все позиции заняты. Репетиция закончена.

Что французу хорошо, то белорусу…

Субботним вечером французский артиллерийский полк праздновал свое двадцатилетие. Юбиляры пригласили к себе весь лагерь. Показали фарс-комедию с элементами легкой эротики — танцем канкан. Девушка в красных панталонах задорно исполнила скандальные движения. Затем были поздравления, бесплатная бочка вина, демонстрация фильма и импровизированный бал. В последнюю ночь мало кто спал.

Утром в воскресенье весь полк проснулся в приподнятом настроении: день битвы. Наши дамы решили приготовить суп, чтобы оставшиеся в живых пришли и пообедали после сражения. Мне, как начинающему бойцу, выпала честь рубить дрова. Позаимствовал топор у французов. Но не всякий европейский инструмент подходит русскому солдату. Рукоятка соскочила, и орудие труда угодило мне в голову. Как результат — тройное рассечение. Доктор категорически запретил выходить на плац-центр. И хоть я не смог поучаствовать в воскресном сражении, с удовольствием понаблюдал за действиями своих соотечественников в качестве зрителя.

Стройные ряды русской армии сразу же ринулись в атаку. Кавалерия — по бокам. Пехотинцы захватывают стратегические пункты. Со стороны хорошо видно, что воины идут нога в ногу, плечо к плечу. Конечно, такой способ ведения атаки в наше время представить сложно. Но в те годы дальность выстрела из ружья была 300 шагов, а стреляли в основном со 100. Чтобы обезопаситься от промахов, нужно было создавать свое-образные редуты.

Уже через 20–30 минут французы полностью повержены. Радостные крики русской армии облетели округу. Реконструкция успешно завершилась. Но это только в этом году. Благодаря военно-историческим клубам Бородинское сражение будет продолжаться еще не один десяток лет. И еще не раз зрители многих стран смогут увидеть противостояние двух великих полководцев — Кутузова и Наполеона.

На снимке: фрагмент реконструкции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter