Нечистые на руку. Как найти управу на неряшливых продавцов и бомжеватых покупателей?

Банальная покупка хлеба или обед в столовой могут превратиться в настоящий тест на выносливость. В редакционной почте накопилось с десяток читательских историй о том, как “приветливо” порой продавцы или работники общепита встречают вполне обычные вопросы о цене, сроке годности или составе товаров. Впрочем, хамство или безразличие еще можно перебороть, хотя возмущаться — себе дороже. Но что делать, если предмет негодования — внешний вид персонала или асоциальных соседей по очереди? “НГ” выяснила, имеет ли право на жизнь потребительская брезгливость.

Банальная покупка хлеба или обед в столовой могут превратиться в настоящий тест на выносливость. В редакционной почте накопилось с десяток читательских историй о том, как “приветливо” порой продавцы или работники общепита встречают вполне обычные вопросы о цене, сроке годности или составе товаров. Впрочем, хамство или безразличие еще можно перебороть, хотя возмущаться — себе дороже. Но что делать, если предмет негодования — внешний вид персонала или асоциальных соседей по очереди? “НГ” выяснила, имеет ли право на жизнь потребительская брезгливость.

Сметанник для алкаша

Переживания позвонившей в редакцию минчанки Анны Третьяк, пожалуй, знакомы многим. Обеспокоенная женщина рассказала “НГ” историю своего недавнего похода в магазин, где ее смутило поведение одной из покупательниц.
— Рядом со мной в очереди оказалась бомжеватого вида женщина с исходящим от нее откровенным “чернильным” ароматом, — вспоминает Анна соседку по покупкам. — Грязными руками она начала перебирать выложенные на прилавке сметанники, а на мое замечание быть поаккуратнее пробурчала, что ей, мол, надо убедиться в свежести булочек. Неужели такая ситуация допустима?
Похожей историей поделилась и читательница “НГ” из Витебска Татьяна Дмитрук.
— Покупатель не совсем презентабельного вида рассматривал творог, упакованный в бумажную обертку, — вспоминает женщина. — С похмелья не удержал пачку, и творог шлепнулся прямо на грязный пол. Он поднял его и положил обратно. И что сделала видевшая все это молоденькая продавщица? Невозмутимо продолжила раскладку товара! И только когда я вслух возмутилась, сотрудница магазина все же вынесла испорченный творог из зала. Это нормально?
Подобные ситуации — довольно обычная картина в торговых точках. Но цивилизованного решения проблемы “колоритных” покупателей магазины самообслуживания пока не придумали. Мало кто догадывается, но магазин просто не имеет права отказать в обслуживании покупателю. Какой бы внешний вид у него не был. Поэтому единственное, что могут сделать в торговых точках — стараться попросту не пускать бомжей в торговые залы.

Право на маникюр

Но порой люди по ту сторону прилавка поражают не меньше асоциальных соседей по очереди. Например, бобруйчанина Олега Акимова коробит при одном упоминании о студенческой столовой. “Не нравится — не берите”, — встряхнула очередь “доброжелательная” дама-раздатчица, когда наш читатель наотрез отказался покупать в общепите котлету. Точнее, не рискнул: за пару минут до брошенного “чего вам?” он самолично наблюдал, как раздатчица спокойно перекладывала “папараць-кветкi” с одного поддона на другой. Руками. Голыми. А ведь каждый из нас может сказать, что такого быть не должно: есть специальные щипцы, перчатки...
Жительницу Осиповичей Елену Молот в местном продуктовом магазине обозвали фифой — только лишь за высказанное замечание по поводу внешнего вида продавца. “Я передумала брать уже взвешенный продукт, — вспоминает суть конфликта Елена. — Продавец была одета в растянутый свитер, у нее были замасленные волосы, слегка размазанные голубые стрелки на глазах и, пожалуй, главное “украшение” — огромные сине-черные накладные ногти с жирным блеском от мясных продуктов”.
— В соответствии с гигиеническими нормативами работники объектов торговли и общественного питания обязаны работать в чистой санитарной одежде и менять ее по мере загрязнения, подбирать волосы под косынку, колпак или шапочку, мыть руки перед началом работы, тщательно следить за их чистотой, — перечислила законодательные требования к внешнему виду персонала магазина заведующая отделом гигиены Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии Ирина Орлова. — Кроме того, запрещено хранить в карманах халатов посторонние предметы и предметы личного туалета. Для работников общепита нормы еще строже, к вышеперечисленному прибавляется обработка рук средствами дезинфекции. Особое требование и к ногтям: они должны быть коротко острижены и не покрыты лаком.
Получается, что те же нарощенные ногти запрещены лишь для сотрудников общепита, для работников торговли данное требование не предусмотрено. Но если вас все же не устроили неопрятный вид или неаккуратность сотрудников, то вы можете письменно обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии. Специалисты проведут внеплановую проверку этого пункта продажи или общепита.
Одно условие: ваше заявление не может быть анонимным — в таком случае его просто не рассмотрят. “Если же у вас нет документов, которые могли бы подтвердить данные нарушения, вы должны представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений и фактов, — объяснила Ирина Орлова. — По выявленным фактам нарушения требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов могут быть применены административные меры наказания: штраф, приостановление эксплуатации объекта, предписание об устранении нарушений”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter