Одна из самых проблемных сфер — жилищно–коммунальное хозяйство. Мониторинг работы местных органов власти с обращениями граждан только подтвердил известный факт. А еще показал, что проблемы в жилкомхозе весьма неоднородны. Первое место ныне удерживают отчаянные просьбы о срочном ремонте стареющих домов. Гомельской области, например, нужно... 60 лет, чтобы привести в порядок многоэтажки, которые этого законно требуют.
— Сегодня расписали 50 обращений, — увесистую пачку показывают в управлении жилищно–коммунального хозяйства Гомельского облисполкома. — Из них более 30 содержат просьбы о ремонте кровель, коммуникаций, утеплении домов. И год от года таких жалоб становится все больше.
Сама тому свидетель. Побывав на приемах межведомственной рабочей группы по мониторингу работы местных органов власти, наблюдала разные картины одного и того же сюжета. В Мозыре, например, на прием пришли жильцы двухэтажного бревенчатого дома, которому перевалило за... сотню лет. Все это время он продержался без капитального ремонта. «Будут его делать или готовиться к отселению?» — с этим вопросом последние несколько лет люди неизменно обращались в районные органы власти...
Тот же вопрос звучал в Калинковичах. Местное предприятие законсервировало первый этаж ведомственного дома. На втором осталось лишь несколько семей. Какова дальнейшая судьба постройки, жители в общем–то догадывались сами: потолок валится, печи изрезаны трещинами в палец толщиной... Не догадывались только о том, каким будет для них решение жилищной проблемы. А предприятие вариантов не предлагало. Подобных примеров — десятки...
До распада Советского Союза капитальный ремонт домов, отстоявших 25 лет, делался регулярно. В Гомельской области, например, за год обновляли свыше 90 тысяч квадратных метров жилой площади. Это в среднем 40 — 50 домов. Однако в начале 90–х эта тема отошла на задний план. К ней не возвращались несколько лет. В итоге образовался провал: очередь многоэтажек, требующих срочного ремонта, сильно выросла. Только к 2005 году вышли на прежние объемы, а после год от года стали прибавлять к этой планке по 10 процентов. Но разрядить обстановку и снять остроту проблемы, о чем сигнализирует «жалобная» статистика, пока не удается.
— Большая очередь? — ищу ответ на болезненный вопрос.
— Сейчас в области насчитывается более 4,2 тысячи домов, которые свыше четверти века эксплуатируются без капитального ремонта, — уточняет картину Дмитрий Ксензов, заместитель начальника областного управления ЖКХ. — На этот год запланированы капремонт и тепловая модернизация в среднем 60 многоэтажек, или 123,4 тысячи квадратных метров жилой площади. Вот и сравнивайте...
На выполнение этой задачи область потратит около 90 миллиардов рублей. В этом денежном «пироге» более половины занимает сумма годового сбора отчислений населения, вторая доля — бюджетная. Сколько и где чинить, определяется в зависимости от объема имеющегося жилфонда. Ясно, что в областном центре домов–«счастливчиков» будет больше. А в малых городах вроде Буда–Кошелево или Ветки — один–два. Тактика, которой в этом плане придерживается областное управление ЖКХ, — делать все основательно: с заказом проекта, ремонтом кровли, заменой коммуникаций, оконных блоков, благоустройством двора и игровой площадки. В общем, так, чтобы на протяжении десятилетий к этому дому не возвращаться и жалоб оттуда не получать...
Однако при нынешних темпах, подсчитали специалисты, области потребуется не менее 60 лет только для того, чтобы привести в порядок уже накопившийся жилфонд с признаками разрушения. И это без учета того, что «первоочередников» поджимают все новые и новые «старички»... Дабы вовсе не завязнуть в «недоремонте», в год на Гомельщине нужно реанимировать 600 тысяч квадратных метров жилфонда и тратить свыше 500 миллиардов рублей. То есть прирасти в разы!
— Для начала делать хотя бы в два раза больше, чем сегодня, чтобы постепенно к 2015 году выйти на нужные объемы, — Ксензов смягчает масштабы. — И тогда реально снять остроту вопроса.
Где взять деньги? Есть два ответа — оба не регионального уровня. Первый — поднимать тарифы на «коммуналку». Но пока об этом речи не идет. Второй — увеличивать долю бюджетных ассигнований. И здесь в случае положительного решения напрашивается разработка государственной программы по капитальному ремонту жилья. Как показывает практика, централизованный патронат обычно гарантирует нужный результат... Впрочем, возможного третьего варианта тоже никто не исключал.
Фото автора.