Нечаянная радость

Найдена неизвестная гравюра Томаша Маковского К этому художнику мы относимся неоднозначно.
Найдена неизвестная гравюра Томаша Маковского

К этому художнику мы относимся неоднозначно. С одной стороны, многостаночник и почти крепостник, всю жизнь, до старости, обслуживавший магнатские капризы, - его имя редко упоминается в справочниках. А с другой - филигранный ремесленник, художник и просветитель, оставивший для Беларуси едва ли не единственные образы эпохи, в которой жил.

Его гравюра с изображением дворца-новостройки (можете себе такое представить?) Радзивиллов в Несвиже, созданная в 1602 году, - бесценная подсказка "из глубины веков" для современных архитекторов-реставраторов. Точно так же в свое время, ориентируясь "на Маковского", шла реставрация Трокского замка. А карта Великого княжества Литовского, над которой гравер трудился почти десятилетие, так навсегда и осталась вершиной в мировом картографическом искусстве. Добавьте к этому еще и десятки печатных трудов: Маковский занимался в Несвиже печатным делом и руководил радзивилловской типографией. Достойная фигура достойной эпохи! Но это только сквозь вековую призму. В жизни все было куда печальнее. Когда великий маршалок литовский Криштоф Миколай Дорогостайский задумал писать "Гиппику" - свою знаменитую книгу о лошадях, которая на несколько столетий стала у шляхты ВКЛ настоящим бестселлером, то обратился за помощью к Радзивиллу Сиротке. И тот, не задумываясь, передал в "безвозмездное пользование" для работы над книгой своего придворного Маковского. Постыдно так, словно вещь. Будто крепостной, пошел гравер работать к Дорогостайскому. Впрочем, хозяином Криштоф Миколай Дорогостайский оказался демократичным. Да и не хозяином, скорее компаньоном, соавтором. Многие рисунки конских мундштуков и удил Маковский "резал" по эскизам самого Дорогостайского.

К сожалению, сегодня из наследия Маковского сохранилось немногое: переснятые до слепоты штрихи старых гравюр да несколько карт, отпечатанных с авторских медных плат в XVII веке. Немного, согласитесь. Потому нынешняя находка - почти сенсация: недавно в Польше белорусский исследователь Андрей Мацук обнаружил доселе неизвестную гравюру Маковского. Это титульный лист "Гиппики". В микрофильме-копии книги 1603 года издания, что хранится в Национальной библиотеке Беларуси, этот лист отсутствует. Ведь первым книга теряет всегда свой титульный лист. Для старинных книг сохранившийся "титульник" - большая редкость. Он сделан в виде триумфальной арки, гравюра изобилует античными богами, лошадьми и аллегориями: как и положено величественному и большому изданию. А внизу хорошо читаемая надпись: "Thomas Makowski Polonus sculpsit". Впрочем, уточним: найденный лист не из первого издания книги 1603 года, а из 2-го, вышедшего в Познани в 1620 году. Тогда большой ценитель медиаритов (гравюр на меди) и поклонник творчества Маковского Ян Россовский переиздал "Гиппику" в приватной типографии, сохранив все графические тонкости первого издания. В настоящее время известен только один экземпляр этого тиража. Он находится в Кракове в библиотеке Ягеллонского университета.

К сожалению, лист сохранился не полностью - небольшая верхняя часть рисунка утрачена. Потому гравюру еще ожидает серьезная реставрация. Но это уже так, рабочие моменты. Тем более что переиздание старинной книги в переводе на современный белорусский Светланы Ищенко и с подлинными, не упрощенными, как было в последующих изданиях, гравюрами знаменитого мастера ожидает своего часа в одном из минских издательств.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter